Понятие "Трудовое воспитание"

Страница 1

Такие значения как: сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявление в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.

Трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями .

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что же такое трудолюбие?

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личное качество, которое характеризуется прочной потребностно – мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующее – воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты: потребность в созидательно – трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы; понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание); наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; достаточно прочную волю личности. Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания .

Особое место в системе воспитания, помимо организации учебного процесса, занимает трудовое воспитание. Любое дело в школе: учеба, занятия театром, музыкой, спортом – есть дело, требующее приложения определенных усилий, энергии и напряжения и являющееся, в конечном счете, трудом.

Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признаться, что в любом воспитательном процессе всегда содержаться элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая, обучаем.

В школе под трудовой деятельностью школьников подразумевается скорее организация собственно физического труда. Прежде всего, это бытовое самообслуживание, включающее поддержание порядка в своей комнате, уборку зданий школы и ее территории, дежурство, соблюдение личной гигиены и пр. Но потребность человека в деятельности не может удовлетворяться только этой сферой – необходим труд, имеющий общественно – социальное значение. При этом необходим учет возрастных, физических возможностей и личных интересов.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на ...

Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами
оригами школа фигурка бумага педагогический Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает больш ...

Формы организации внеаудиторной творческой деятельности учащихся
Для органического соединения процесса формирования знаний, умений и навыков с процессом развития у учащихся способностей к техническому творчеству необходима разработка таких организационных форм, которые бы содействовали усвоению профессиональных знаний, умений и навыков в результате решения творч ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru