Психолого – педагогическая характеристика глухих детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Психолого – педагогическая характеристика глухих детей младшего школьного возраста

Страница 3

У глухих младших школьников преобладает при общении дословесные формы — вокализаций, мимика, естественные жесты, взгляды, движения тела. Наблюдается бедность словаря (бедность базовых понятий). Отсутствие в речи прилагательных и наречий.

Необходимо не забывать, что при одном и том же состоянии слуха возможен различный уровень речевого развития .

Опираясь на теорию Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с нарушением слуха. Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитии речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

3.Отмечаются некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация движений, отставание в развитии мелкой моторики, дифференцированных движений. У ребенка может наблюдаться шарканье ногами при ходьбе ("походка моряка"), большое количество звуков при выполнении бытовых действий с предметами из-за отсутствия или неполного слухового контроля .

4. В характере подражания. У глухих детей развитие подражания замедленно.

В младшем школьном возрасте в ходе предметной деятельности на уроках предметно практического обучения способность к подражанию развивается, дети могут воспроизводить сложные действия, требующие вычленения свойств предметов, возрастает количество предметов, с которыми они могут действовать по образцу .

5. Реакция на одобрение и неудачу. Многие глухие дети чересчур ориентируются на реакцию взрослого, что может препятствовать ориентировке на свойства предметов. Реакция на одобрение адекватна. С возрастом увеличивается количество исправлений при замечаниях взрослого, самостоятельные оценки неудачи и попытки внести исправления появляются уже в младшем школьном возрасте.

6. Представление о самом себе. У глухих детей выделение себя и собственных качеств формируется позднее: они начинают указывать на себя, выделять части своего тела позже, чем слышащие дети (хотя могут это делать в отношении взрослых и игрушек). Поэтому самооценка зачастую неадекватна (либо занижена, либо завышена).

7. В эмоционально волевой сфере младшего школьника наблюдается бедность эмоций, слабость воли. Волевые усилия требуются для удержания внимания при ознакомлении с учебным материалом.

8. Внимание. Слабость концентрации внимания, сниженный объем внимания, сложности распределения внимания, преоблодание у глухих младших школьников непроизвольного внимания.

9. Особенности мышления. Из за бедности речи у глухих младших школьников не развиты операции мышления – такие как анализ и синтез (необходимые для переработки информации); сравнение (большинство объектов познается в сравнении; классификация; обобщение ( обобщение лежит в основе формулирования любых понятий, в том числе и научных); несформированность словесно логического мышления.

10. Память. Преобладание кратковременной памяти, не точность запоминания .

Все это влияет на качество усвоения объема программы по трудовому обучению и воспитанию глухих детей младшего школьного возраста. Понижается способность глухих младших школьников в отличие от их слышащих сверстников в способности усвоить весь объем материала по трудовому обучению с фронтального объяснения, понижается уровень самостоятельности усвоения материала, наблюдаются особенности усвоения систематического и морфологического материала, понижается уровень усвоения терминологического минимума, качество самостоятельных практических работ отличается от качества слышащих сверстников.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Сущность понятия «Семья»
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «С ...

Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка. Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении ...

Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. Пр ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru