У глухих младших школьников преобладает при общении дословесные формы — вокализаций, мимика, естественные жесты, взгляды, движения тела. Наблюдается бедность словаря (бедность базовых понятий). Отсутствие в речи прилагательных и наречий.
Необходимо не забывать, что при одном и том же состоянии слуха возможен различный уровень речевого развития .
Опираясь на теорию Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с нарушением слуха. Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитии речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.
3.Отмечаются некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация движений, отставание в развитии мелкой моторики, дифференцированных движений. У ребенка может наблюдаться шарканье ногами при ходьбе ("походка моряка"), большое количество звуков при выполнении бытовых действий с предметами из-за отсутствия или неполного слухового контроля .
4. В характере подражания. У глухих детей развитие подражания замедленно.
В младшем школьном возрасте в ходе предметной деятельности на уроках предметно практического обучения способность к подражанию развивается, дети могут воспроизводить сложные действия, требующие вычленения свойств предметов, возрастает количество предметов, с которыми они могут действовать по образцу .
5. Реакция на одобрение и неудачу. Многие глухие дети чересчур ориентируются на реакцию взрослого, что может препятствовать ориентировке на свойства предметов. Реакция на одобрение адекватна. С возрастом увеличивается количество исправлений при замечаниях взрослого, самостоятельные оценки неудачи и попытки внести исправления появляются уже в младшем школьном возрасте.
6. Представление о самом себе. У глухих детей выделение себя и собственных качеств формируется позднее: они начинают указывать на себя, выделять части своего тела позже, чем слышащие дети (хотя могут это делать в отношении взрослых и игрушек). Поэтому самооценка зачастую неадекватна (либо занижена, либо завышена).
7. В эмоционально волевой сфере младшего школьника наблюдается бедность эмоций, слабость воли. Волевые усилия требуются для удержания внимания при ознакомлении с учебным материалом.
8. Внимание. Слабость концентрации внимания, сниженный объем внимания, сложности распределения внимания, преоблодание у глухих младших школьников непроизвольного внимания.
9. Особенности мышления. Из за бедности речи у глухих младших школьников не развиты операции мышления – такие как анализ и синтез (необходимые для переработки информации); сравнение (большинство объектов познается в сравнении; классификация; обобщение ( обобщение лежит в основе формулирования любых понятий, в том числе и научных); несформированность словесно логического мышления.
10. Память. Преобладание кратковременной памяти, не точность запоминания .
Все это влияет на качество усвоения объема программы по трудовому обучению и воспитанию глухих детей младшего школьного возраста. Понижается способность глухих младших школьников в отличие от их слышащих сверстников в способности усвоить весь объем материала по трудовому обучению с фронтального объяснения, понижается уровень самостоятельности усвоения материала, наблюдаются особенности усвоения систематического и морфологического материала, понижается уровень усвоения терминологического минимума, качество самостоятельных практических работ отличается от качества слышащих сверстников.
Новое в образовании:
Теоретические основы обучения учащихся прикладным
художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...
Психолого-педагогические основы обучения орфографии
Определяя методику работы над формированием у младших школьников орфографических навыков, учитель исходит из психологической природы орфографического навыка. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторе ...
Роль методов осмысления детьми своего социального
опыта, мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании учащихся
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных классах это может быть рассказ учителя, этическая б ...