По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркин, в переод от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. А.Н. Гвоздев и Н.И Красногорский отмечают, что особенность передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б. Эльконин). Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука и определение его отличия среди других.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звука (звонких – глухих, мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции побуждает ребенка « заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Шваркин, С.Н Ржевкин)
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, « безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
В работах Л.Е. Журовой, Г.А. Тумаковой установлено, что при соответствующем обучении четырехлетние дети легко овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразе или четверостишии.
Проблемы, существующие у детей при воспитании основных компонентов звуковой выразительности речи, будут влиять на нарушения ее воспитания и понимания, а значит, будут изучаться учеными.
Именно поэтому общий культурный уровень человека может определить по выбору им и использованию тех или иных средств интонационной и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то чаще всего не имеет трудностей ни при их восприятии, ни при воспроизведении. Поэтому искусству «риторики» как в древние времена, так и в современных условиях жизни необходимо учиться специально.
Новое в образовании:
Формы общения педагога с родителями в ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллекти ...
Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии
Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить – и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях. Бумага рас ...
Применение оборудования в соответствии с санитарными требованиями
Все учебное и производственное оборудование в учебных заведениях устанавливается и закрепляется на фундаментах и основаниях согласно техническим условиям и паспортным данным с соблюдением нормируемых проездов, проходов и зон обслуживания. Допуская не закреплять оборудование устойчивое, которое в пр ...