Социальный педагог и классный руководитель. Большие перемены в обществе, экономике привели к тому, что многие подростки, чтобы заработать, стали парикмахерами, мойщиками машин, диджеями. Из их жизни ушла романтическая устремленность к высоким идеалам и значимым целям.
Немногие классные руководители понимают, что вопрос пропитания становится основным в жизни многих подростков.
В нашей работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка — значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, взаимоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.
Планы социального педагога часто меняются в зависимости от каждодневных ситуативных и сиюминутных проблем. Социальным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адаптации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедельные консультации помогают юношам и девушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют причины негативного поведения.
Социальный педагог принимает подростка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Он просто обязан проявить заинтересованное отношение к подростку, в том числе и к асоциальному, чтобы помочь ребенку открыться.
Практика показала, что нуждающегося в помощи ученика не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношением. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его проступку, к общественно неодобряемым действиям. На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жизни Лучше всего давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему .», «а что, если .» и др.
Еще пример. До IX класса Оля училась хорошо. В девятом классе начались проблемы с учебой. Девочка стала невнимательной на уроках. Депрессия, конфликтные ситуации с учителями, дисгармония в поведении и поступках . По просьбе классного руководителя ученицу пригласили на консультацию. Девочка была замкнута, смотрела с недоверием и подозрительностью. Беседа не получалась. лист бумаги и прошу отобразить свое настроение. Не задумываясь, она стала медленно, но уверенно рисовать. Изобразила шарик с прикрепленной к нему открыткой.«Странно, — думаю я. — Уже скоро пятнадцать, а все рисует шарики». Но Ольга не торопилась отдавать рисунок. Ей явно не хотелось с ним расставаться. Я стала восторгаться ее удивительными способностями. Шар и открытка были необычными. Преобладали черные краски, хотя на столе было достаточно цветных карандашей. Почему именно шар? Наступила длительная пауза, после которой Оля тихо поведала мне о том, что два года назад ее мама умерла. И каждый раз в день ее рождения она покупает большой шар, прикрепляет к нему открытку с поздравлениями, пишет о том, как прошел год и как она тоскует, как не хватает ей теплых материнских рук. Потом она выходит на улицу, выпускает шарик и смотрит на него, пока он не скроется высоко в небе. Такой доверительный, эмоционально открытый разговор, сопереживание и сочувствие нейтрализуют внутреннее сопротивление подростка.
Новое в образовании:
Индивидуальный подход в процессе обучения: основные
положения и понятия
Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, строящаяся на индивидуальном подходе в процессе обучения. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса бучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. ...
Фокусы
Вступительное слово учителя: В начале занятия учитель сообщает учащимся, что он - телепат, и может угадать трехзначное число, которое любой из учащихся загадает. Учитель (обращаясь к одному из участников кружка): · Возьми бумажку. Запиши на ней трехзначное число. Мне не показывай! · Припиши к нему ...
Экспериментальное изучение состояния лексико-грамматических категорий у
детей старшего дошкольного возраста татарской и русской национальностей
Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющие у него возможности. ...