Формирование адаптивных качеств учащихся

Страница 1

Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал . Дети особенно восприимчивы к соци­альным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появле­ниями психологических комплексов, неадекват­ной самооценки, девиантного поведения, лич­ных драм и даже трагедий. Исходя из этого, нужно готовить детей к этому периоду, чтобы он про­шел более щадяще, менее болезненно и для ре­бенка и для его окружения. С этой целью и был разработан данный спецкурс.

Название курса - «Основы позитивного мы­шления». Это связано с рядом причин и, в пер­вую очередь, с тем, что большинство современ­ных социологов и социальных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов, Д. Майерс, С. Московичи, А. Эллис, А. Бек и другие) утверждают, что мышление может но­сить адаптивный и малоадаптивный характер (подразумевая под мышлением содержание мыслей человека, его взгляды и убеждения, способ отношения к жизни и самому себе), что эмоции и поведение человека определяются прежде всего его мышлением, тем, что он дума­ет о ситуации, как ее оценивает. Одну и ту же ситуацию можно трактовать адаптивным и не­адаптивным способом и, исходя из этого, испы­тывать соответствующие эмоции, чувства, строить свое поведение.

Какой же тип мышления, т.е. систему взгля­дов и убеждений человека, его способ отноше­ния к жизни, психологи считают адаптивным? Проблема социальной адаптации красной ни­тью проходит через большинство древних и со­временных философских и психологических источников (например, библейские тексты, уче­ние римских стоиков, теории А. Адлера В. Франкла, А. Маслоу. А. Эллиса. Н. Пезешкиана и других. Несмотря на различия этих ис­точников (стилевые, этнографические, хроно­логические и т.д.), у них есть много точек соприкосновения, и главная из них состоит в том. что путь успешной адаптации человека оп­ределяется ими через дисциплину разума (гово­ря современным научным языком - когнитивную саморегуляцию) и соблюдение нравственных принципов, которые способствуют выживанию и развитию человека, общества, природы и космо­са. Опираясь на источники данного направле­ния выводится социоадаптивный тип мышления, который определяет как позитивное мышление, представляющее со­бой способ отношения человека к жизни, само­му себе на основе следующих компонентов: гу­манистического мировоззрения, мотивации роста, разумного, объективного взгляда на мир, реалистического оптимизма, безусловной люб­ви к себе, доброжелательности, терпимости, уважения себя и других, сотрудничества, само­стоятельности взглядов в сочетании с психоло­гической гибкостью, эстетического отношения к жизни, владения методами саморегуляции. Вслед за древними и современными психолога­ми и философами именно эти ка­чества считаются социоадаптивными и предлагает социальную технологию по их формированию у учащихся общеобразовательных школ на базе спецкурса «Основы позитивного мышления». Он основан на методах рациональной терапии в сочетании с использованием выразительных возможностей музыки. Направление рацио­нальной терапии строится на убеждении и пе­реубеждении человека, формировании у него более здоровых взглядов на жизнь, адекватных действительности. А искусство, особенно му­зыка, способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьника­ми нравственных истин, психологических за­кономерностей. Центральным методом ис­пользуемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями музыки и других видов искусства. (Данная социальная технология использует и другие методы, напри­мер моделирование ролевых ситуаций, социодраму, элементы социально-психологического тренинга и т.д.). Предложенный в спецкурсе, разработанном на основе данной социальной технологии, порядок следования тем имеет оп­ределенную логику тем, характеризующих некоторые социально значимые качества, к те­мам, освещающим межличностные взаимо­действия. наиболее благоприятные для соци­альной адаптации модели общения, и постепенный выход на освоение высоких ду­ховных ценностей, таких как любовь и дружба. Затем следует закрепление всего пройденного на новом уровне. Данный предмет рассчитан на 31 занятие по 45 мин в неделю. При этом желательно дополнительное прослушивание на внеклассных уроках по 30-45 мин в неде­лю музыкального репертуара, использованно­го на занятиях, и проведение внеклассных ме­роприятий в форме сюжетно-ролевых игр с элементами социодрамы.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...

Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе
По мнению Ж. М. Флеровой, речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другие, выражающие ощущение голода, боли или какого-либо дискомфорта. Они явл ...

Преподавание культурологии в школе
Никколо и Джованни Пизано являются гордостью эпохи, получившей название проторенессанс. Кто-нибудь может дать определение этому понятию? Проторенессанс (от греч. protos – «первый» и франц. renaissance – возрождение) – этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу. (записать определ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru