Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработка у них социоадаптивных качеств, помогающих справиться с трудными ситуациями любого уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал . Дети особенно восприимчивы к социальным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появлениями психологических комплексов, неадекватной самооценки, девиантного поведения, личных драм и даже трагедий. Исходя из этого, нужно готовить детей к этому периоду, чтобы он прошел более щадяще, менее болезненно и для ребенка и для его окружения. С этой целью и был разработан данный спецкурс.
Название курса - «Основы позитивного мышления». Это связано с рядом причин и, в первую очередь, с тем, что большинство современных социологов и социальных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов, Д. Майерс, С. Московичи, А. Эллис, А. Бек и другие) утверждают, что мышление может носить адаптивный и малоадаптивный характер (подразумевая под мышлением содержание мыслей человека, его взгляды и убеждения, способ отношения к жизни и самому себе), что эмоции и поведение человека определяются прежде всего его мышлением, тем, что он думает о ситуации, как ее оценивает. Одну и ту же ситуацию можно трактовать адаптивным и неадаптивным способом и, исходя из этого, испытывать соответствующие эмоции, чувства, строить свое поведение.
Какой же тип мышления, т.е. систему взглядов и убеждений человека, его способ отношения к жизни, психологи считают адаптивным? Проблема социальной адаптации красной нитью проходит через большинство древних и современных философских и психологических источников (например, библейские тексты, учение римских стоиков, теории А. Адлера В. Франкла, А. Маслоу. А. Эллиса. Н. Пезешкиана и других. Несмотря на различия этих источников (стилевые, этнографические, хронологические и т.д.), у них есть много точек соприкосновения, и главная из них состоит в том. что путь успешной адаптации человека определяется ими через дисциплину разума (говоря современным научным языком - когнитивную саморегуляцию) и соблюдение нравственных принципов, которые способствуют выживанию и развитию человека, общества, природы и космоса. Опираясь на источники данного направления выводится социоадаптивный тип мышления, который определяет как позитивное мышление, представляющее собой способ отношения человека к жизни, самому себе на основе следующих компонентов: гуманистического мировоззрения, мотивации роста, разумного, объективного взгляда на мир, реалистического оптимизма, безусловной любви к себе, доброжелательности, терпимости, уважения себя и других, сотрудничества, самостоятельности взглядов в сочетании с психологической гибкостью, эстетического отношения к жизни, владения методами саморегуляции. Вслед за древними и современными психологами и философами именно эти качества считаются социоадаптивными и предлагает социальную технологию по их формированию у учащихся общеобразовательных школ на базе спецкурса «Основы позитивного мышления». Он основан на методах рациональной терапии в сочетании с использованием выразительных возможностей музыки. Направление рациональной терапии строится на убеждении и переубеждении человека, формировании у него более здоровых взглядов на жизнь, адекватных действительности. А искусство, особенно музыка, способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьниками нравственных истин, психологических закономерностей. Центральным методом используемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями музыки и других видов искусства. (Данная социальная технология использует и другие методы, например моделирование ролевых ситуаций, социодраму, элементы социально-психологического тренинга и т.д.). Предложенный в спецкурсе, разработанном на основе данной социальной технологии, порядок следования тем имеет определенную логику тем, характеризующих некоторые социально значимые качества, к темам, освещающим межличностные взаимодействия. наиболее благоприятные для социальной адаптации модели общения, и постепенный выход на освоение высоких духовных ценностей, таких как любовь и дружба. Затем следует закрепление всего пройденного на новом уровне. Данный предмет рассчитан на 31 занятие по 45 мин в неделю. При этом желательно дополнительное прослушивание на внеклассных уроках по 30-45 мин в неделю музыкального репертуара, использованного на занятиях, и проведение внеклассных мероприятий в форме сюжетно-ролевых игр с элементами социодрамы.
Новое в образовании:
Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей
дошкольного возраста
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...
Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе
По мнению Ж. М. Флеровой, речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другие, выражающие ощущение голода, боли или какого-либо дискомфорта. Они явл ...
Преподавание культурологии в школе
Никколо и Джованни Пизано являются гордостью эпохи, получившей название проторенессанс. Кто-нибудь может дать определение этому понятию? Проторенессанс (от греч. protos – «первый» и франц. renaissance – возрождение) – этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу. (записать определ ...