Начальное образование является преимущественно интуитивным и практическим. «Интуитивным в том смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силе очевидности, на врожденной способности человеческого разума схватывать если не все истины, то, во всяком случае, наиболее простые и существенные из них».
Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на курсы: подготовительный (СР), начальный 1-й год (СЕ1), начальный 2-й год (СЕ 2), средний 1-й год (СМ 1), средний 2-й год (СМ 2).
Начальное образование французы получают совершенно бесплатно и в обязательном порядке. Большинство детей уже с 2-3 лет посещают так называемые «материнские школы» (scoles maternelles, т.е. детские сады), в которых педагоги и психологи 3-4 года готовят их к начальной школе. «Обучение в начальной школе является практическим: никогда нельзя упускать из вида, что учащиеся начальной школы не могут терять время на праздничные пения, на ученые теории и на схоластические диковины». Дети занимаются 27 часов в неделю (с 9-12 часов и с 14 по 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Школы обучают смешанные классы – девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что все еще можно увидеть на старых зданиях надписи «Школа для мальчиков» и «Школа для девочек».
Самым важным предметом в школе является французский язык. На подготовительном курсе усилия учителя направлены на то, чтобы научить ребенка читать. На элементарном курсе (начальном) закрепляется и совершенствуется техника чтения и расширяется словарный запас. Но главная цель обучения французскому языку в начальной школе – научить учащегося писать грамотное и ясное сочинение. Это вершины, к достижению которых, стремятся по этапам. Вначале учащиеся составляют отдельные предложения, затем пытаются связать их. На втором году среднего курса (т.е. на пятом году обучения) учащиеся составляют небольшие письменные сочинения; для этого проводят специальные уроки. Затем сочинения проверяются учителем, и несколько работ представляется на обсуждение класса. Дети должны обнаружить грамматические и стилистические ошибки, а также предложить свои варианты улучшения фраз и речевых оборотов.
Следующее место по количеству часов после французского языка занимает арифметика, но это не точное название дисциплины. Соответствующие сведения дает предмет, именующийся в учебном плане «счет». Это более точное название, ибо элементы теории здесь сведены к минимуму: учащийся должен овладеть техникой выполнения четырех арифметических действий, опираясь на чисто эмпирические сведения о десятичной системе счисления.
На начальном и среднем курсе даются некоторые сведения по истории и географии Франции. Занятия по истории представлены короткими рассказами (2 раза в неделю по 10 минут) о наиболее известных французских государственных деятелях и полководцах, о войнах и отдельных эпизодах эпохи революции конца XVIII века. На географии дети, в ходе беседы, знакомятся с простейшей интерпретацией таких понятий, как «почва», «климат», «материк» и т.д., рассказывают о природных условиях, населении и административном делении Франции. Огромное внимание учителя уделяют краеведческому материалу (исторические события, происходившие в данной местности, памятники старины, хозяйственная жизнь коммуны, города, департамента).
На начальном курсе значится дисциплина упражнения в наблюдении. Эти занятия по традиции часто называют «предметными уроками» (lecons de choses), представляют собой основную форму знакомства школьников с материалом естественнонаучных дисциплин. «Эти занятия, - указывает министерская инструкция,- должны поставить детей перед фактами действительности, с тем, чтобы учащиеся научились внимательно наблюдать их и точно описывать. Первым и единственно доступным ребенку способом изучения внешнего мира является наблюдение». По этой дисциплине нет единообразной и строго обязательной программы. Содержание уроков может меняться, проводятся ли они в городской или деревенской школе. Программа содержит определенный перечень тем, которые учитель непременно должен пройти.
На начальном курсе объектами наблюдения выступают явления и факты, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Учащиеся должны с помощью учителя дать морфологическое описание того, что они видят, и попытаться установить простейшие связи между наблюдаемыми объектами. На среднем курсе содержания занятий усложняются, так как вводят темы, связанные с начальными сведениями по физике, химии, биологии.
В ходе занятий надо постоянно обращаться к практике, и поэтому дети проводят простейшие опыты. Результаты занятий фиксируются; учащийся записывает ход наблюдения и основные выводы.
Новое в образовании:
Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...
Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных
ценностей
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Эт ...
Теоретические основы обучения учащихся прикладным
художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...