Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников

В современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Часто они отождествляются: для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей используется термин «ценности». Сложились пять основных точек зрения на определение понятия «ценностные ориентации». Оно рассматривается как:1. Отношение личности к жизненным ценностям. Ценностные ориентации выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям. Л.О. Лотар отмечает, что в ценностных ориентациях отражается особый вид отношений индивида к ценностям.Отношение личности к объектам окружающей действительности. По мнению М.Б. Демина, ценностное отношение — отношение субъекта к предметам и явлениям окружающего мира. В «Социологическом справочнике» подчеркивается, что в системе ценностей выражается отношение человека, общества к миру. По мнению Р.Х. Шакурова, ценностные ориентации — «устойчивые осознанные и упорядоченные отношения личности к определенным объектам». С.С. Бубнова считает, что ценностные ориентации — важнейшая составляющая личности, ее индивидуальная характеристика, выражающая отношение человека ко всему окружающему.2. Стремление, интерес личности к жизненным ценностям. В.Б. Ольшанский считает, что ценностные ориентации — устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. По мнению А. Оппенгейма, система ценностей охватывает жизненно важные социальные интересы личности. А.Г. Здравомыслов пишет, что ценности — это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Но объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека выступает некое духовное содержание, особая концентрация чувств и мыслей, воплотившаяся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного.3. Направленность личности на ценности. С позиций Б.Г. Ананьева, направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. В.А. Ядов отмечает, что ценностную ориентацию можно определить как фиксированную - в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни. По мнению Е.А. Яблоковой, ценностные ориентации — это «социально обусловленная направленность сознания и поведения на общественные и групповые ценности, выражающиеся в предпочтительном отношении к тем или иным из них». Л.И. Анцыферова подчеркивает, что ценностные ориентации есть направленность личности на определенные ценности. Е.З. Волчек считает, что ценностные ориентации — это направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность. С точки зрения, Е.М. Бабосова и С.Е. Бабосова, направленность субъекта социальных отношений и взаимодействий на определенные типы ценностей, выбор наиболее предпочтительных выступает как ценностная ориентации индивида.4. Представление личности о жизненных ценностях. С позиции К. Клакхона, ценностные ориентации — это эксплицитные или имплицитные концепции желаемого, характеризующие индивида или группу и определяющие выбор ими типов, средств и целей поведения. Г. Оллпорт трактует ценностные ориентации как убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. С точки зрения Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. В «Российской социологической энциклопедии» ценностные ориентации определяются как осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. Согласно определению М. Рокича, ценностные ориентации — это «устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, или конечная цель существования».5. Установка личности на жизненные ценности. С точки зрения И.С. Кона, ценностные ориентации — ориентации, направленные на какие-то социальные ценности. В свою очередь, ориентации — «система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия». По мнению Б.В. Водзинской, «среди фиксированных установок есть такие, которые имеют особенный вес, т.к. они выработаны по отношению к тем элементам действительности, которые имеют особенную ценность для личности.Они то и составляют относительно устойчивую систему фиксированных установок или ценностную ориентацию личности». К.Д. Давыдова считает, что ценностные ориентации — это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям.Ценностные ориентации понимаются нами как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысло-жизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основаниями для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности.Система ценностных ориентации является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентации, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентации»От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностных ориентации детей разных возрастов. Вместе с тем выявление характера динамичных изменений ценностных ориентаций невозможно без специального рассмотрения многопланового и многоуровневого процесса их становления. Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностных ориентаций, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностных ориентаций, характерных для предшествующего возраста.Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения.Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом и формирование этого базиса продолжается в младшем школьном возрасте.Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему). Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и продуктивного творческого воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия, отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу "глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся «умными».К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет. Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям) представлено следующими ценностями.Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление.Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им; передавать свои знания, опыт другому.Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость. Формируются начала нравственного сознания.Отношение к самому себе представлено следующими ценностями.Познавательные ценности: открытие своего «Я»; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что не похож на других. В то же время, возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию.Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все».Ценности переживания: чувство физической и психологической защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им; наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.Формируются начала самосознания личностиФормирование культуры познания. По мере расширения ориентировки ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и т.п.Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т.д. Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать, предполагать, знать, и др. Здесь - истоки рождения высших психических функций, зрелые формы которых появятся позже, в школьные годы. Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует культуру познания.Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае - согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему. Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех. Осваивается язык эмоций. Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, т. е. рождается культура чувств.Большую роль в формировании ценностной сферы дошкольника играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в художественной деятельности.


Новое в образовании:

Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...

Коррекционная работа по трудовому воспитанию в условиях предметно – практической деятельности
В течение месяца один раз в неделю в школе интернате № 10 для детей с нарушениями слуха, в экспериментальной группе глухих детей младшего школьного возраста (обучающихся по программе первого класса школы – глухих) проходили коррекционные занятия по трудовому воспитанию с использованием предметно пр ...

Диагностика уровня развития орфографической зоркости
С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с дисграфией был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной площадкой для нашего исследования был логопункт средней школы №7, города Шуи. В эксперименте принимали участие дети с нарушением письменной речи (опти ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru