Качества лидера, как и другие качества личности, необходимые в современных условиях, приобретаются человеком в ходе развития.
Развитие - это процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Развитие - это своеобразное количественное «приращение» того или иного качества на всем пространстве жизнедеятельности. В общих чертах категория «развитие» в педагогике раскрывается как «количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в организме, совершающиеся в результате естественного обмена веществ, в силу вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально, педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений».
В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.
Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми, участвуя в общественных отношениях, подросток - член детского общественного объединения проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность. Личность - это психическая и духовная сущность человека, выступающая в разнообразных системах качеств:
- в совокупности социально - значимых свойств человека;
- в системе отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
- в осознании окружающего мира и себя в нем;
- в системе потребностей;
- в совокупности способностей и творческих возможностей;
- в совокупности реакций на внешние условия;
-в системе деятельности, осуществляемых социальных ролей, в совокупности поведенческих актов и т.д. К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре иерархических уровня подструктуры:
«уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека;
уровень особенностей психических процессов образует качества, характеризующие индивидуальный опыт ощущений, восприятия, воображения, внимания, мышления, чувств, воли;
уровень опыта личности - сюда входят знания, умения, навыки, привычки. В них выделяются те, которые формируются в процессе изучения учебных дисциплин (знания, умения, навыки) и те, которые приобретаются в практической деятельности (сфера действенно- практическая);
уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы, мировоззрение» .
Все группы качеств тесно взаимосвязаны, обуславливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложную целостную систему.
Сущность личности, ее сознание, творческая активность и индивидуальность обуславливаются обществом. Становление и развитие личности есть процесс усвоения социального опыта. И.С.Кон указывает, что личность не только «продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности». Другими словами, каждая личность выполняет определенный вид деятельности, занимает ту или иную социальную роль, которая предполагает «нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего эту позицию». Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, их субъектом является не индивид, а общество.
Таким образом, подростковый возраст как наиболее благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки. Развитие лидерских качеств – сложный процесс, связанный с личностными новообразованиями и проходящий в условиях общества (коллектива).
Новое в образовании:
Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С п ...
Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...
Организация физического воспитания школьников
Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания составляют: – уроки физической культуры; – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах, ежедневные физкультурные занятия ...