Объединим наиболее принятые трактовки компетентности. С одной стороны, имеются в виду нормативные требования к деловой стороне профессии человека, с другой – это понятие означает совокупность характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда, индивидуальная характеристика степени соответствия работника требованиям профессии. В – третьих, компетентность понимается как нормативный набор психических качеств, необходимых для осознания готовности к труду, в этом случае компетентность становится внутренней характеристикой личности человека.
Компетентность обладает достаточно четкими «внешними» границами. Их можно прочертить, скажем, опираясь на круг задач, доступных для решения, или набор «рабочих ситуаций», т. е. компетенций. Компетентность проявляется в личностно-ориентированной деятельности. В ней очень сильно выражены мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. По определению И. А. Зимней, «компетентность – это основывающаяся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» .
Как отмечает Н. А. Гришанова, «компетентность – это способность делать что-либо хорошо, эффективно, в широком формате контекстов, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств».
Таким образом, под компетентностью следует понимать такую характеристику квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В самой трактовке компетентности специалиста отражается его способность применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности.
В понятии «компетентность» отражается практическая направленность образовательного процесса. Компетентность формируется и проявляется в практической деятельности, предполагает эффективную деятельность, очевидным образом повышает эффективность решения какой-либо задачи или выполнения какого-либо действия. Она вбирает в себя как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития различных личностных способностей (коммуникативность, толерантность, духовность и т. д.), которые в совокупности обеспечивают высокие результаты. Высокий итоговый результат – неотъемлемая характеристика компетентности.
В ходе исследования на основе анализа литературы по проблеме установлены сущностные признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменения, происходящими в мире, и определяют требования к «успешному взрослому»:
1. Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.
2. Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.
Формирование профессиональной компетентности является приоритетной задачей высшего профессионального образования. Понятием «профессиональная компетентность» определяется глубина и характер осведомленности работника относительно определенной профессиональной деятельности и профессионального поля, в котором он действует, а также способность к эффективной реализации в практической деятельности своей квалификации и опыта. Профессиональная компетентность основывается на высокой квалификации, мастерстве личности. Профессиональная компетентность характеризует личностные и социальные возможности специалиста, его способность выбирать оптимальные и соответствующие конкретной ситуации способы деятельности. Профессиональная компетентность – это достаточно высокий уровень профессионализма, мерило деловых качеств специалиста.
Анализ существующих психологических концепций профессионального развития специалиста в системе профессионального образования позволил интерпретировать имеющиеся результаты научных исследований следующим образом:
Первый этап ориентирован на развитие ключевых компетентностей в контексте будущей профессиональной деятельности.
На втором этапе обучающийся «погружается» в профессиональные задачи, осваивает способы их решения, которые содействуют становлению базовой компетентности на основе ключевой.
Третий этап – этап формирования специальной компетентности на основе развитой базовой.
Затем наступает этап совершенствования специальной компетентности.
С педагогической точки зрения это означает, что весь процесс профессионального обучения строится на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования, как профессиональная педагогическая задача.
При этом правомерно предположить, что базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые показывать пути их решения. Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета, преподавателя системы дополнительного образования, классного руководителя и др.
Новое в образовании:
Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления
трудностей в учёбе
В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, ...
Содержание работы по воспитанию гражданственности на примере города
Егорьевска
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою ма ...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся ...