Необходимость поиска новых подходов к научно-методическому обеспечению деятельности классного руководителя обусловлена изменением его статуса и современными требованиями. Актуальной в связи с введением новых образовательных стандартов становится разработка программ воспитания и социализации учащихся. В этом контексте продуктивны исследования
В.С. Семенова, который выделяет основные тенденции развития учащихся: движение человека к самореализации как личности; приоритет духовного в развитии человека; приоритет социальности в структуре личности и социально справедливых отношений между людьми; всестороннее развитие человека во всем богатстве его способностей; развитие свободного человека.
В современных условиях основой образовательного процесса является принцип гуманизации. Передовую воспитательную практику школы всегда связывают с гуманистической педагогикой, в центре внимания которой целостная уникальная личность воспитанника, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. На реализацию данного принципа направлены ФГОС второго поколения, где указано, что образовательный процесс в системе общего образования должен быть направлен на формирование у учащихся базовых компетенций современного человека: информационной, коммуникационной, компетенции в самореализации, самообразования. Обеспечение реализации компетен- тностного подхода в современном образовательном учреждении направлено на развитие само- актуализирующейся и самореализующейся личности школьника, создание условий для самоопределения учащихся в жизни и будущей профессиональной деятельности. Также большое значение приобретает развитие толерантности учащихся, адаптивных и творческих способностей к жизни в динамично меняющемся, многонациональном и многоконфессиональном обществе, готовность учащихся к непрерывному образованию и самообразованию.
В современной школе профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника. Цель деятельности учителя и классного руководителя - «разбудить, вызвать к жизни» внутренние силы воспитанников и использовать их для более полного и свободного развития личности. Эти целевые ориентации реализуются, если педагог, классный руководитель создает условия для творчества и саморазвития личности, предоставляет воспитаннику право на свободный выбор, право на ошибку, на собственную точку зрения. В условиях современной школы, организуя воспитательную деятельность, «педагог не запрещает, а направляет действия школьников, не принуждает, а убеждает, не командует, а помогает им организовать собственную деятельность, соуправляет ею».
Научно-методическое обеспечение педагогической деятельности предполагает определение научных основ, выявление наиболее рациональных методов обучения и воспитания, повышение уровня общепедагогической и методической подготовки педагога, изучение актуального педагогического опыта.
Однако, как показывают результаты изучения нами деятельности классных руководителей образовательных учреждений (исследование проводилось в шести образовательных учреждениях г. Кирова), современная школьная практика не в полной мере обеспечивает реализацию целей ФГОС второго поколения. В исследовании участвовали педагоги, которые являются классными руководителями школьников с 5-го по 8-й класс - 36%, с 9-го по 11-й класс - 64%, имеющие стаж работы до 10 лет - 18,5% и больше 10 лет - 81,5%. В целом можно сделать вывод о том, что в исследовании участвовали педагоги, длительное время проработавшие в школе и имеющие большой опыт работы. Несмотря на социальные, материальные и нравственные проблемы, с которыми сталкиваются педагогические работники, большинство из них (54%) в отношении своей профессиональной деятельности считают, что работа им «нравится»,45% - «очень любят свою работу», и только 1,6% педагогов считают, что работа учителя им совсем не нравится.
Полученные данные свидетельствуют о том, что 83% классных руководителей практически не придерживаются системы в воспитательной работе. Большинство обращает внимание лишь на организационную часть деятельности: посещают уроки в своем классе и контролируют успеваемость и посещаемость - 12%, организуют учеников своего класса для участия в предметных неделях - 15%, организуют сотрудничество с учителями, работающими в их классах - 73%.
При ответе на вопрос «Какие формы и методы Вы используете для организации воспитательной работы в классе?» около 83% классных руководителей ответили: организуют экскурсии со школьниками по литературным и историческим местам г. Кирова и по России (23%), по учебным заведениям (5%), в библиотеку (11%), в пожарную часть (5%), по музеям г. Кирова и Кировской области (41%). 35% классных руководителей проводят разнообразные беседы, 16% - интеллектуальные игры и викторины.
Новое в образовании:
Организация обмена данными. Редактирование текста
Цель: Формировать навыки простейшего редактирования текста: вставка и удаление слов, удаление лишних символов, напечатание недостающих символов, вставка и удаление пустых строк, копирование и вставка слов. Ход урока Организационный момент. Повторение пройденного. Каково основное назначение текстово ...
Методологические основы психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации отмечает, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физичес ...
Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры личности - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свой ...