Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображения старших дошкольников.
Для эксперимента отобрали 20 детей средней группы и 20 детей подготовительной группы;
Методика: «Дорисовывание фигур»
Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые образы.
Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).
Ход исследования.
Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.
Оценка результатов.
Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.
Новое в образовании:
Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению
речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...
Основополагающая концепция
школьного курса информатики
В настоящее время наблюдается лавинообразное увеличение информационного потока, обрушивающегося на человека. В данных условиях целесообразен информационно-деятельностный подход к обучению. При таком способе организации совместной деятельности учителя и ученика на уроке учитель, формируя мотив, обес ...
Обобщение теоретических сведений и методические особенности планирования по
его задачи « методические приемы производственного обучения»
Н.И. Макиенко в учебнике «Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования» делает вывод о том, что под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося при помощи которых достигается прочное овладение знаниями ...