Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумевали всякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего вещества (разные виды клея) и эмульгируемого вещества (масло).
К эмульгирующим веществам относятся казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически смешиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении воды и масла последнее находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, масло делает краски эластичными и неспособными к растрескиванию.
По сравнению с масляными красками темперные быстро высыхают, так что по просохшему слою можно уже через несколько часов писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к различным внешним влияниям.
В живописи темперными красками варианты общей композиции удобно искать в предварительных небольших набросках, добиваясь выразительности расположения объектов в том или ином формате листа, ясности тональной и цветовой задачи.
Живопись начинают с тонкослойных прокладок крупных участков этюда. Если в акварели рекомендуется работу вести от светлых тонов к темным, то в темпере нужно одновременно в полную силу тона намечать и темные места изображения. Соблюдая принцип «от общего к частному», от крупных форм переходят к выявлению нужных деталей, не упуская цельности больших цветовых масс.
Как и в масляной живописи, в темпере следует меньше употреблять белил при написании теневых участков формы, добиваясь тем самым звучности и активности цвета.
Темперная живопись позволяет применять разнообразные приемы, включая технику письма по сырому, многослойную живопись, живопись раздельными мазками, как пастозно, так и тонкими, почти прозрачными слоями.
В краткосрочных этюдах темперой цветовые отношения нужно брать сразу во всю силу, для чего используют технику alla prima, решая форму в один прием без расчета на дальнейшую прописку. Темпера позволяет путем больших покрытий решать в начальной стадии крупные цветовые массы, организуя колорит всей картины.
Если перед художником стоит задача передать тонкие тональные переходы, уместно применить письмо по сырому, используя при этом мягкие соединения смежных тонов. Такой способ рекомендуется также при передаче теневых участков натуры, которые отличаются обобщенностью, отсутствием резких границ формы. Работу лучше вести без белил.
Письмо с помощью пастозного, разделенного мазка рекомендуется при передаче освещенных мест там, где имеются довольно контрастные тональные отношения, где требуется передать четкие границы формы, выявить материал предмета. При этом надо стараться не забивать фактуру холста.
Положенный на холст мазок должен убедительно передавать натуру, но не быть самоцелью. У начинающего живописца иногда появляется соблазн работать «красивым» мазком, без учета характера изображаемых форм и требуемого решения этюда.
Новое в образовании:
Личность
Представители всех существующих наук понимают личность по разному. Но тем не менее категория “личность” относится к числу базовых понятий. В содержание понятия “личность” включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Каждый человек, как биолог ...
Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влиян ...
Требования к организации посещения и анализа урока
Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока, вида и формы контроля. Составление программы наблюдения урока, в соответствие с целью. Ознакомление с учебно-методическими материалами, содержание которых соответствует цели посещения урока. Знакомство с учебной программой проверяемого ...