Процесс художественного воспитания включает в себя, прежде всего художественное образование. Сущность последнего состоит в освоении художественного наследия. Художественное образование предполагает как усвоение искусствоведческих знаний, так и освоение эстетической теории.
Каждый вид искусства «говорит» с воспринимающим на своем языке. Следовательно, обучение пониманию того или иного вида искусства предполагает постижение его художественного языка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которую использует тот или иной вид искусства для воплощения художественной идеи и общения с публикой. В искусстве цвет превращается в художественный цвет, линия – в художественную линию, т. е. получают особое художественно-смысловое значение.
Важной и необходимой частью художественного воспитания является практика общения с художественными ценностями. В результате слияния теории и практики непосредственного общения с произведениями искусства вырабатывается художественный вкус, формируется художественный идеал, художественные потребности и интересы в общении с искусством.
Что касается обучения художественному творчеству, которое включает в себя художественное воспитание при его расширительной трактовке, то следует заметить, что основными составляющими художественного творчества являются специальные способности (как предпосылка) и мастерство. Если последнее формируется в процессе обучения, то основу способностей составляют врожденные задатки, которые развиваются в способности в результате определенной деятельности.
Между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая взаимосвязь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства. Эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку. Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, поскольку художественная информация, в отличие от информации научной, должна не только пониматься, но и эстетически переживаться.
Новое в образовании:
Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...
Музейная педагогика и проектная деятельность школьников
Почти век назад музейная педагогика трактовалась как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об ...
Социальная сущность игры
Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой. По мере совершенствования ...