Почему воспитательные воздействия могут быть неэффективными?
Для того, чтобы ответить на вопрос об эффективности воспитательного воздействия и причинах ее нарушения необходимо обратиться к основным механизмам воздействия на ребенка.
Выделяют несколько основных механизмов воздействия на ребенка в процессе воспитания:
Убеждение - логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов, оценок, установок.
Внушение - воздействие на сознание ученика.
Заражение - бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя.
Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.
Подражание - способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности его движений, манер, действий и т.д.
Если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.
Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихся воспитательных отношений.
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других - самое незначительное.
На мой взгляд, любой метод, прием, не будет иметь нужного эффекта, если воспитатель не имеет в глазах воспитанника определенного веса и авторитета.
Также совершенно не имеют эффекта те мысли и убеждения, которых не придерживается сам воспитатель. Так, очень сложно будет убедить подростка, например, во вреде курения человеку с сигаретой в руке.
Если говорить о семейном воспитании, то известным является тот факт, что оно также не будет иметь положительного эффекта, если родители не солидарны и однозначны в своем мнении: отменяют принятые (собственные или друг друга) ранее нормы и правила.
Имеют свои принципиальные отличия и особенности методы и приемы воспитания мальчиков и девочек. Девочки, в силу своей восприимчивости и эмоциональности склонны к таким воздействиям как заражение, убеждение. Эти приемы, в свою очередь окажутся не эффективными в отношении мальчиков - для воздействия на которых более подходит наглядный пример, приведение личного опыта, доказательность и аргументированность в убеждении.
Кроме перечисленных выше фактов, эффективность применяемых воспитателем методов и приемов снижается, если он не правильно оценил ту или иную ситуацию, не учитывает возрастных, личностных особенностей воспитанников (характер, темперамент).
Новое в образовании:
Работа с географическими терминами для совершенствования
коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов
Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и ...
Роль информатики в интеграции
Главная задача начального образования — формирование учебной деятельности школьников, включающей в себя общеучебные, общелогические, информационно - коммуникативные умения. Эта задача в значительной мере может быть решена в рамках уроков информатики. Работа с информацией есть то, что объединяет поз ...
Роль литературных произведений на занятиях технологии
В концепции государственной политики в области образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании. В настоящее время перед общеобразовательной школой ст ...