Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.
В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые нуждаются в особой поддержке.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ.
Профессор Минненур Ахметханова Галагузова под термином «семьи группы риска», понимает «наличие некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением сил».
Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина выделяют ряд проблем, характерных для данной категории семей (неполные, многодетные, молодые, с ребенком инвалидом): материально – бытовые (финансовые), трудоустройство родителей, жилищные, психолого – педагогические, медицинские.
По мнению Мудрика важнейшей проблемой является проблема воспитания и социализации детей.
Исследования семей С.А. Беличевой показали: несмотря на серьезные трудности экономического характера, на первом месте у семей группы риска с большим отрывом выступает потребность в психологической и педагогической помощи.
Р.В. Овчарова предлагает использовать психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, педагогические практикумы.
М.А. Галагузова выделяет такие формы работы с семьей: патронаж, консультативную беседу, тренинги.
Проблема заключается в определении методов и форм эффективного взаимодействия педагогов МДОУ с семьями
Объектом нашего исследования становится семья как система.
Предметом являются методы и формы.
Цель нашей работы: выявить методы и формы взаимодействия педагогов МДОУ с «семьями группы риска».
Нами была выдвинута гипотеза о том, что социально-педагогическая поддержка во взаимодействии с семьями, осуществляемая ДОУ в виде консультаций, практикумов, педагогических поручений, существенно повлияет на взаимоотношения родителей и детей в семьях, при условиях:
- планомерной работы с данной категорией семей;
- включения родителей в разнообразную деятельность Дошкольного Образовательного Учреждения.
Для достижения цели необходимо решить сл6дующие задачи:
1. Дать характеристику семье как педагогической системе;
2. Выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов МДОУ с семьями;
3. Охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.
В нашей работе мы будем использовать эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим мы относим: изучение документально-информационного потока (журналы, книги, статьи), сборники научных статей, учебные издания (учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия), периодические издания, нормативно-правовую литературу, справочную литературу. Из теоретических методов исследования будем использовать: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, аналогию.
Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Новое в образовании:
Родительский авторитет
Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав во ...
Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в
современной педагогической науке
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня этого уже не достаточно. Выпускник должен не просто знать предмет, но быть в нем компетентным. Понятия компетенции и компетентности являются в настоящее время ключевыми в ...
Среднее образование во Франции
Среднее образование во Франции установлено двумя блоками: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения (лицей). Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срок обучения на этом этапе – 7 лет. Коллежем во Франции называют I ступень средней школы. Они дают реальное образование, т ...