Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные родители. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации
отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно – деятельностный подход.
Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Основные блоки по работе с родителями отображены в таблице.
Блоки |
Основные задачи |
Формы |
Педагогическое просвещение родителей |
Повышение педагогической грамотности родителей |
Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ |
Создание благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения |
Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил 2 вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей
1. родительские собрания |
8. диспуты |
2. конференции |
9. педагогические советы |
3. консультации |
10. попечительский совет |
4. беседы |
11. встреча с администрацией |
5. вечера для родителей |
12. школа для родителей |
6. кружки для родителей |
13. посещение семей на дому |
7. тематические выставки |
14. родительский комитет |
Новое в образовании:
Теоретические основы обучения учащихся прикладным
художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...
Этюд «Ой, бычок»
(для театра кружек) Для проведения этого этюда потребуется кружка с изображением бычка. Ведущий должен прочитать потешку так, чтобы малышам понравился бычок и они захотели с ним «погулять» (поводить по столу). После проведения этюда нужно задать детям некоторые вопросы (см. ниже) по содержанию поте ...
Комплекс упражнений для обучения аудированию
В свете требований коммуникативного подхода обучение осуществляется, главным образом, на материале целого текста и проходит стадии от восприятия и понимания текста до его анализа и работы над языковой формой. Для этого могут быть использованы как аудитивные, так и аудиовизуальные источники. Смыслов ...