Очень часто логопедам и учителям приходится сталкиваться с различными нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией у детей младшего школьного возраста. Из-за неумения правильно видеть, а иногда правильно слышать тот или иной звук, ребенок не может овладеть в полной мере правилами русского языка, грамматикой и орфографией. Это затрудняет обучение ребенка, приводит к нежеланию работать на уроках, к плохой адаптации среди сверстников.
Проблемой коррекции письменной речи детей с дисграфией занимались многие ученые: Иншакова О.Б, Лалаева Р.И, Левина Р.Е, Букчина Б.З, Калагудская Л.П, Спирова Л.Ф, Садовникова И.Н, Ефименкова Л.Н, Лукашенко М.Л и др.
Все исследователи единогласно указывали на то, что причинами неправильного письма могут быть как биологические (родовые травмы, внутриутробные инфекции, болезни первого года жизни), так и социальные (двуязычие, педагогическая запущенность, левшество, нарушения эмоционально-волевой сферы).
Все вышеуказанное объясняет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития письменной речи детей младшего школьного возраста с дисграфией, их учебно–познавательная деятельность в процессе обучения орфографии.
Предмет исследования – состояние письменной речи у детей с дисграфией.
Целью дипломной работы является выявление основных трудностей развития орфографической зоркости у детей с дисграфией, определение оптимальных путей и методов работы по развитию у них орфографической зоркости.
Гипотеза исследования – процесс развития орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с дисграфией будет более эффективным, если на логопедических занятиях применять упражнения на формирование фонематического восприятия, зрительного восприятия буквенного образа слова.
Исходя из цели дипломной работы и гипотезы исследования нами определены конкретные задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности развития письменной речи у детей с дисграфией;
3) проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня владения орфографической зоркостью учащихся с дисграфией.
4) создание системы упражнений для коррекции письменной речи у детей с дисграфией;
5) проверка эффективности используемой системы упражнений (контрольный этап).
Методы научно- педагогического исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение;
3) беседа;
4) эксперимент.
Организация исследования - работа проводилась на логопункте общеобразовательной школы №7 города Шуи с 20 марта (констатирующий этап эксперимента) 2006 года по 11марта 2007года (формирующий и контрольный этапы) в четвертом классе.
Практическая значимость работы состоит в расширении и углублении логопедических знаний, приобретении практического опыта в выявлении недостатков письменной речи у детей с дисграфией, развитие у них орфографической зоркости.
Материал исследования – письменные работы учащихся (диктант).
Новое в образовании:
Эффективность использования дымковской народной игрушки в формировании
технических навыков и умений на занятиях по лепке
Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент. Цель
- выявление результатов проведенной работы по формированию технических навыков и умений на занятиях лепкой с использованием Дымковской игрушки. Задачи: 1. Закрепить знания особенностей лепки дымковской народной игрушки; 2. ...
Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной
речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...
Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...