Целостная технологическая подготовка, в ходе которой теория и практика взаимопроникают друг в друга, позволяет реализовать единство общего, особенного и индивидуального, того, что в свою очередь, детерминирует повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов будущих учителей технологии.
Особенность технологической подготовки, принципиально отличающая ее от трудовой подготовки, лежит, по мнению В. М. Казакевича, в сфере целеполагания. Учебное целеполагание при подготовке к труду всегда направлено на развитие у учащихся способностей выполнять трудовые действия в идеальных условиях осуществления технологического процесса. Т. е. знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на идеальной модели технологического процесса, часто оказываются несопоставимыми с реальными производственными и жизненными ситуациями. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии: формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях, т. е. компетенции. Для решения этой педагогической задачи может быть успешно применен компетентностный подход.
Для проектирования учебного процесса на основе компетентностного подхода был использован значительный опыт, наработанный в этой области в ТГПУ им. Л.Н. Толстого на факультете «Технологии, экономики и сельского хозяйства», а также инновационные отечественные и международные разработки и рекомендации.
Основной целью развития профессиональной компетентности будущего и состоявшегося учителя является становление и совершенствование всех ее компонентов, достаточные для успешной профессиональной деятельности не только «сегодня», но и в будущем, а также их постоянное саморазвитие.
Подготовка учителей Технологии и предпринимательства в ТГПУ им. Л.Н. Толстого осуществляется на факультете «Технологии, экономики и сельского хозяйства» в соответствии с основной образовательной программой, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050502.65 – Технология и предпринимательство со специализацией – Автодело и техническое обслуживание.
Освоение технологической компетентности возможно при сформированности технологических компетенций, представляющих третий уровень структуры профессиональной компетентности (рис. 4). Соответствие между компетенциями и дисциплинами (практиками) базисного учебного плана представлено в таблице 3.
Таблица 3 Соотношение между формируемыми компетенциями, дисциплинами и практиками учебного плана
Номера дисциплин по перечню дисциплин и практик базисного учебного плана |
Номера компетенций по перечню компетенций* | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
ДПП.Ф.01 |
Прикладная механика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.01 |
гидравлика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.02 |
теоретическая механика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.03 |
сопротивление материалов |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.04 |
ТММ |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.02 |
Машиноведение |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.02.01 |
теплотехника и энерг. машины |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.02.02 |
детали машин |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03 |
Основы производства: |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03.01 |
технологии совр. производства |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03.02 |
материаловедение |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03.03 |
обработка констр. материалов |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||
ДПП.Ф.03.04 |
охрана труда |
● |
● |
● |
● | |||||||||||
ДПП.Ф.04 |
Электрорадиот. и электроника: |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.04.01 |
электротехника |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.04.02 |
радиоэлектроника и автоматика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.05 |
Графика |
● | ||||||||||||||
ДПП.Ф.06 |
Основы предпринимательства: |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.Ф.06.01 |
предпринимательство и бизнес |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||||||
ДПП.Ф.06.02 |
основы менеджмента и маркетинга |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.Ф.06.03 |
основы бухучета |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.Ф.07 |
Осн.тв.-конст.деят.и дек.-пр.тв-ва |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.08 |
Технологический практикум |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.ДС |
Дисциплины специализации |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||||
ДПП.ДС.01 |
Автомобиль |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.02 |
Тракторы и минитехника |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.03 |
Основы теории ДВС и А |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.04 |
Гидропневмопривод в автомобиле |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.05 |
Электрооборудование автомобиля |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.06 |
Экспл.,техн.обсл.и ремонт автомоб. |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||
ДПП.ДС.07 |
Автоперевозки и организация работы автотранспорта |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
ДПП.ДС.08 |
Автосервис |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
ДПП.Р.00 |
Нац.-регион. (вузовский) компонент |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
ДПП.Р.01 |
ПДД и БД |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||
ДПП.Р.02 |
Основы архит.строит.черчения |
● | ||||||||||||||
ДПП.Р.03 |
Компьютерная графика |
● | ||||||||||||||
ДПП.Р.04 |
Основы строительн.дела |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Р.05 |
Проектирование АТП |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
Практики | ||||||||||||||||
Учебно-технологические практики |
● |
● |
● | |||||||||||||
Производственные практики |
● |
● |
Новое в образовании:
Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в
современной педагогической науке
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня этого уже не достаточно. Выпускник должен не просто знать предмет, но быть в нем компетентным. Понятия компетенции и компетентности являются в настоящее время ключевыми в ...
Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных
школ VIII вида
В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика вспомогательной школы. Своеобразие личности ребенка с нарушением интел ...
Классификация компьютерных диагностических методик
Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. Психодиагностика характеризуются широким спектром методических решен ...