При разработке структуры и содержания интегрированного модуля определялась цель его изучения с описанием трудоемкости, продолжительности и последовательности изучения модулей, критериев оценивания, аттестационных процедур, взаимодействия обучающихся и преподавателей. Так, например, интегрированный модуль (МП-1) «Основы производства», входящий в политехническую подготовку (рис. 6) представлен пятью предметными модулями: МП-1.1. – Материаловедение; МП-1.2. – Технологии современных производств; МП-1.3. – Основы строительного дела; МП-1.4. – Обработка конструкционных материалов; МП-1.5. – Охрана труда. При разработке структуры и содержания технологической подготовки на каждом уровне мы руководствовались двумя основными детерминантами структурой деятельности и структурой объекта изучения применительно к каждой формируемой компетенции и компетентности. При разработке структуры и содержания интегрированных модулей, формирующих технологические компетенции и компетентность, использовали принципы технического развития, самоорганизации, реализуемые в построении технологических процессов, позволяющие создавать реалистическую естественнонаучную картину мира и определять направления и уровни развития техносферы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.
Рис. 6. Структура интегрированного модуля политехнической подготовки «Основы производства» (МП-1): МП-1.1. – Материаловедение; МП-1.2. – Технологии современных производств; МП-1.3. – Основы строительного дела; МП-1.4. – Обработка конструкционных материалов; МП-1.5. – Охрана труда; КП – Курсовой проект; ПК – Оценка сформированности политехнических компетенций
Прежде, чем осуществлять подготовку учителей технологии и предпринимательства, студентов знакомили со структурой и содержанием образовательной области «Технология» и ее местом в технологическом образовании школьников.
С этой целью были разработаны: модель структуры и содержания образовательной области «Технология» (прил. 1); структурно-функциональная модель образовательной области «Технология» (прил. 2); уровни познания образовательной области «Технология» (прил. 3); структура содержания образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе (прил. 4).
Разработанная интегративно-модульная технология обучения (табл. 4) и спроектированные модели (рис. 4, 5) базировались на компетентностном подходе с применением идей синергетики, которые реализуются не только при проектировании интегративных модулей дисциплин предметной подготовки, но и модельно-математическом уровне при разработке критериев оценки.
В настоящее время отсутствуют методологические и концептуальные разработки по проектированию технико-технологических курсов.
Разработка интегративно-модульной технологии обучения была направлена на достижение конечной цели образования – формирования у специалиста – учителя технологии технологических компетенций и компетентности, соответствующих требованиям ФГОС ВПО, современной системе технологической подготовки молодежи и последующего совершенствования педагогического мастерства в области технологии и предпринимательства. Предметное поле дисциплин, входящих в качестве подмодулей в интегративные модули технологической подготовки, включает такие основные понятия как: производство, энергетические, материальные, информационные, трудовые ресурсы, технологическое мышление, технологические процессы, техника, проектирование, конструирование, технологическая культура и др. При изучении технико-технологических объектов раскрывается причинно-следственная связь между факторами, инициирующими технико-технологическое развитие общества и оказывающими негативное влияние на экологию и безопасность жизнедеятельности, которые присущи устаревшим техногенным технологиям. Создание и изучение новой техники рассматривается с позиции энерго- и ресурсосбережения, а также ее экологичности, надежности и безопасности. Уровень выполняемых проектов и исследовательских разработок во многом определяется технико-экономическим и научным потенциалом страны, формируемым системой образования и различными научно-исследовательскими организациями, а также достигнутым уровнем развития техники и технологий, включая информационные.
Новое в образовании:
Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...
Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...
Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной
речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...