Исследованию были подвержены 12 воспитанников дошкольной группы детского дома. Исследование было начато 25.08.03 г. и заканчивается 25.05.05г. В процессе работы используются результаты как первичной т окончательной диагностики, так и промежуточный срез, проведенный в январе 2005 г. Проведение исследовательской работы воспитателю важно для того, чтобы знать с какими детьми он работает, а отсюда – скрупулезное изучение всего, что связано с ребенком.
Вся коррекционно-развивающая работа с детьми в течение учебного года делится на три этапа:
1) Диагностический этап
2) Коррекционно-развивающий этап
3) Диагностико-аналитический этап
Результатом этапа диагностического является экран здоровья и карта социального статуса воспитанников (см. приложение №4.1, №4.2).
От состояния здоровья – основного диагноза и отягчающих осложнений зависит эффективность коррекционной работы. Поэтому мы скрупулезно изучаем аномнез, материалы медицинских карт.
Характеристика группа по состоянию здоровья выглядит так:
I группа здоровья – нет ни у одного ребенка
II группа здоровья – у 5-ти человек
III группа здоровья – у 7-ми человек
В результате изучения материалов суда, личного дела, разрабатывается карта социального статуса воспитанников
1) Сирот – 2 человека
2) оставшихся без попечения родителей – 10 человек
В работе по исследованию психолого-педагогических особенностей детей, использовались следующий диагностический инструментарий:
1) Исследования восприятия:
Методика «Чего не хватает?»
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Исследование зрительного восприятия при помощи пробы «Назови фигуры».
Определение слухового восприятия с помощью пробы «понимания текста».
2) Исследования внимания:
Методика «Найди и вычеркни» (корректурная проба)
Методика «Использование фигурных таблиц»
Методика «Найди отличия»
Методика «Найди предмет, не похожий на другие».
3) Исследование памяти:
Слуховая память – Методика «10 слов»
Зрительная память – Методика Д. Векслера
Образная память – Методика «Вырази что запомнил»
Диагностика памяти с помощью методики опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев).
4. Исследования воображения:
Методика «Придумай рассказ»
Методика «Нарисуй что-нибудь»
Методика «Придумай игру»
Методика «Незаконченные рисунки»
Обследование высших психических функций: очень высокий, высокий и хорошие уровни сформированности моторики не показал ни один ребенок, удовлетворительный уровень у восьми детей, и низкий уровень у четверых детей.
При исследовании восприятия (формы, цвета, величины) на очень высоком уровне не показал ни один ребенок, а вот высокий уровень был у пяти человек, хороший у первого ребенка, удовлетворительный у двух детей, очень низкий уровень у четверых детей.
По исследованию пространства дети показали следующие результаты: очень высокий и высокий уровни не были выявлены ни у одного ребенка, хороший уровень у пяти детей, удовлетворительный у трех человек, очень низкий показали 4 ребенка.
Исследование восприятия во времени – очень высокий, высокий, хороший уровни не показал ни одни ребенок, удовлетворительный у четверых детей, низкий уровень у четверых детей, очень низкий уровень показали четыре ребенка.
Исследования особых свойств предметов (вкус, запах, тактильное восприятие) – очень высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка, высокий уровень показали двое детей, хороший уровень двое детей, удовлетворительный у двух человек, низкий уровень у двух человек.
Исследование тактильно-двигательного восприятия имели следующие результаты: очень высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка, высокий и хороший уровни у двух детей, удовлетворительный у одного ребенка, низкий уровень у четверых человек, очень низкий у пяти человек.
Исследование кинетического и кинетического развития не был выявлен на очень высоком, высоком, хорошем уровнях показали трое детей, низкий - пять человек и очень низкий уровень у четверых человек.
Исследование развития слухового восприятия и слуховой памяти следующие: очень высокий, высокий ни у одного ребенка, хороший уровень у двух человек, удовлетворительный у четверых человек, низкий уровень у трех человек, очень низкий у трех человек.
Исследование развития зрительного восприятия и зрительной памяти имели результаты очень высокий, высокий уровни ни у одного ребенка, хороший уровень показали двое детей, удовлетворительный трое детей, низкий двое детей, очень низкий уровень у четверых детей. Данные исследования предоставляются в приложении №4.3.
Новое в образовании:
Анализ результатов экспериментальной работы
После обучающего эксперимента провели повторную констатацию с целью проверки эффективности методов и приемов, использованных нами для развития самостоятельности в мышлении и практической деятельности для обогащения и активизации полученных знаний умственно отсталых учащихся. Ученикам двух шестых кл ...
Педагогическая поддержка семьи
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистичес ...
Художественные способности как свойство личности человека
Попытка определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями. В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способно ...