Предполагается, что программа «Игра» - станет составной частью Учебного плана адаптированной модели дошкольного образования и воспитания, частью учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста с ЗПР, обеспечивающей коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей данных категорий в одном из важнейших направлений – социализацию через игру, обеспечивая формирование и обогащение представлений детей о жизни общества, о способах общения людей между собой, привитие общепринятых норм поведения и морали, воспитание санитарно – гигиенических навыков и самообслуживания, воспитание самостоятельности.
Целями программы являются:
-создание условий для развития игровой деятельности, путем ознакомления детей с жизнью общества, введением их в мир взаимоотношений между людьми;
-формирование игровых навыков, способствующих гармоническому развитию воспитанников детского дома и их социализация.
Задачами программы образовательного блока являются следующие:
-формирование навыков игровых действий; обучение детей игре в коллективе сверстников;
-обучение осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
-обучение отображать в играх взаимоотношения между людьми.
Задачами воспитательного блока являются следующие:
-воспитание навыков игровой деятельности, бережного отношения к игрушкам.
-воспитание чувства товарищества, инициативности, ответственности, чуткости, аккуратности.
Задачами коррекционного блока являются следующие:
-коррекция и развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);
-коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Реализация программы рассчитана на период учебного года (с сентября по май). Программа состоит из 3-х разделов: диагностический, коррекционно-развивающий и диагностико-аналитический
Межпредметные связи
Я.Л.Коломенский писал: «Берегите игру детей - она ваш лучший союзник в воспитании настоящего ученика и хорошего труженика!» Между игрой и трудом существуют очень многообразные отношения. Особенно ярко показал глубокую внутреннюю связь детской игры и труда. А.С.Макаренко . «Вся история отдельного человека как деятеля, - писал он, - может быть представлена в развитии игры и в постоянном переходе ее в работе». Хорошая игра похожа на хорошую работу, ведь в каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие; игра доставляет ребенку радость творчества, радость победы, эстетическую радость, такую же радость приносит и хорошая работа; в игре, как и в работе, есть большая ответственность.
Игра – это важная веха умственного развития ребенка, способствующая становлению учебной деятельности. Так, например, в сюжетно-ролевых, дидактических играх ребенок познает окружающий мир, накапливает запас бытовых знаний, которые так необходимы для успешного овладения учебными навыками в дальнейшем. В конструктивных играх у ребенка развивается мелкая моторика рук – что очень необходимо для его успешного овладения письмом. Во всех видах игровой деятельности развивается глазомер ребенка, его умение ориентироваться на местности. Таким образом, в игре закладываются основы успешного обучения ребенка.
Особенностью детской изобразительной деятельности является присутствие в ней элементов игры. Игровое проявление способствует созданию художественно-выразительного образа, обогащают содержание рисунка. На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует игровые персонажи, которые помогают показать особенности поведения людей, животных. Использование игрушек, изображающих неодушевленные предметы, показывают особенности их применения в реальной жизни. Готовые рисунки, поделки, аппликация, лепка могут быть использованы ребенком в его игровой деятельности (для украшения дома, оборудования комнаты и т.п.).Занятия изобразительной деятельности с использованием игровых приемов способствуют привитию любви к искусству, воспитывают эстетическое восприятие у дошкольников.
«Игра – первая школа общественного воспитания ребенка », - так охарактеризовал ее Л.С.Выготский. В игре дети могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.
Новое в образовании:
Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...
Задачи на разрезание и перекраивание фигур
Вступительное слово учителя: Небольшая историческая справка: Задачами на разрезание увлекались многие ученые с древнейших времен. Решения многих простых задач на разрезание были найдены еще древними греками, китайцами, но первый систематический трактат на эту тему принадлежит перу Абуль-Вефа. Геоме ...
Проблема образовательной среды и ее влияния на
развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...