VI. Заключение _
VII. Рекомендации к коррекционно-педагогической работе _
VIII. Педагогический прогноз
Результаты коррекционно – развивающего обучения ребёнка
1. Динамика развития двигательной сферы: общие движения, ручная и
мелкая моторика, произвольность, целенаправленность
2. Динамика познавательного развития:
развитие внимания _
развитие восприятия _
развитие различных видов памяти _
развитие пространственной ориентировки
развитие мышления
развитие представлений об окружающей действительности
уровень сформированности количественных представлений _
3. Динамика социального развития:
концентр «Я сам» _
концентр «Я и другие» _
концентр «Я и окружающий мир» _
4. Формирование деятельности:
игра
продуктивные виды деятельности
самообслуживание _
Взаимодействие со сверстниками _
5. Динамика речевого развития
Уровень развития речи:
понимание речевой инструкции
способы общения (эмоциональные, деловые, речевые)
Состояние артикуляционного аппарата
Сформированность фонетической стороны речи
Сформированность лексического строя речи _
Наличие фразовой речи ———
Характер фразовой речи _
В данной работе были рассмотрены особенности игровой деятельности дошкольников – сирот с задержкой психического развития, специфика ее сформированности, уровень развития игровой деятельности, у данной категории детей, в частности сюжетно-ролевой игры, возможности коррекции и развития формирования социальной компетентности.
Формирование игровых компетенций – необходимое условие для формирования в последующем учебных умений и навыков. Поэтому автор рассматривает программу «Игра» как одно из основных направлений коррекционно-развивающего воздействия по подготовке дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению.
В результате изучения теоретически научного материала, проведенной диагностико-аналитической деятельности, нами были определены особенности с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей.
Задержка психического развития обусловливает несвоевременное формирование как игровых, так и школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению.
Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что оно одно из ведущих средств познания окружающего мира, одно из основных средств социализации. Играя, дети легче адаптируются к окружающему миру, реализуют свои социальные потребности и возможности. Не зря С.Г. Шадцкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
Аномальное развитие игровой деятельности детей с задержкой психического развития, связано с наличием первичного дефекта поражения головного мозга. Но при всем этом личность ребенка с задержкой психического развития все равно развивается.
Специфически, своеобразно развивается его игровая деятельность. Поэтому, очень важно опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка с задержкой психического развития, и зная специфику, особенности, своеобразие его игровой деятельности, умело проводить коррекционно-развивающую работу. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка с задержкой психического развития в целом, и решении актуального вопроса социализации его в будущем.
Уровень развития игровой деятельности у детей с задержкой психического развития к моменту поступления в школу не обеспечивает плавного и естественного перехода к новому виду ведущей деятельности – учебной.
Сравнительный анализ результатов первичного исследования и исследования, проведенного после реализации коррекционно-развивающей образовательной программы «Игра» подтвердил гипотезу:
«Если с воспитанниками детского дома дошкольного возраста с задержкой психического развития в систему коррекционно-развивающей образовательной и воспитательной работы включить плановые занятия по обучению игре, развитию игровой деятельности, то это будет способствовать социализации дошкольников, повышению уровня их социальной компетентности.
Диагностика «на выходе», результаты психолого-педагогических наблюдений указывает на то, что эта система работы дает ощутимые, положительные результаты.
Новое в образовании:
Особенности овладение трудовыми умениями и навыками глухими детьми младшего
школьного возраста на занятиях по предметно-практическому обучению
"Развитие трудовых навыков, начиная от самых элементарных - по самообслуживанию, занятия с бумагой, картоном и до профессионально-трудовых навыков включительно, - все это одинаково важные разделы работы по подготовке учащихся к практической деятельности", - писал С.А. Зыков. Он выступал п ...
Сельский социум как среда формирования
коммуникативной компетентности учащихся школы
Обратившись к анализу понятия «социум», можно констатировать, что нет однозначного его определения. Сельский социум имеет совокупный образовательный потенциал всех его субъектов: семьи, конкретной личности, сельского сообщества, его культурных и социальных учреждений, религиозных структур, средств ...
Условия и средства развития художественно-творческих способностей
Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой ...