Произведения художественной литературы (сказки, былины, рассказы и т.д.) оказывают большое влияние на развитие личности ребенка, формирование его нравственных, этических, патриотических чувств. Чтение произведений художественной литературы доставляет ребенку массу удовольствий. Из художественных произведений дети узнают много нового и интересного. Они живут одной жизнью с героями любимых произведений, выражают свое одобрение или негодование. Часто самостоятельно повторяют, переносят в свою игровую деятельность. А также включают их в сюжетно-ролевые игры, которые благодаря этому становятся более выразительными и интересными.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
При реализации программы используются как традиционные методы обучения: (наглядные, словесные, практические), так и инновационные, игротехники, интегрированные занятия.
Высказывания мыслителей, педагогов прошлого (Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинского), а также современных психологов и педагогов (Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, Е.И.Тихеевой) о необходимости наглядно-образного характера обучения и воспитания дошкольников в целом сводятся к тому, что чем больше органов чувств принимает участие в восприятии, тем прочнее полученные впечатления укладываются в нашу память, дольше сохраняются, ярче восстанавливаются.
Так, использование диафильмов и диапозитивов при чтении сказок, рассказов, во время бесед повышает интерес детей к теме, привлекает их внимание, позволяет получить образные представления о происходящем, что позволяет в дальнейшем перенести это в игровую деятельность, например, после просмотра диафильма о том, что происходит в магазине, и могут играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин».
Также к этой группе методов можно отнести «Показ способов действий». Малыши только начинают овладевать игровой деятельностью. Они должны освоить, как правильно играть, пользоваться игрушками, или предметами-заменителями, не владеют способами создания игровой ситуации, все это им нужно показать и объяснить.
Словесные приемы обучения игре используются для уточнения последовательности действий, напоминание вопросов, если дети что-то забыли, для того, чтобы помочь вспомнить, или дополнить игру. Также педагог проводит беседу, разговор с детьми, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые они будут использовать в игре, но и установили связь между этими предметами и своим имеющимся опытом. Чтобы вспомнить те игровые способы, которыми уже овладели.
К практической группе методов можно отнести непосредственно саму игровую деятельность. Это применение усвоенных игровых умений и навыков на практике. К этой группе можно приобщить исследовательский и эвристический методы.
Эвристический метод предполагает поэлементное обучение игровой деятельности (вначале продумать сюжет, затем место игры, выбор игрушек, условия игры и т.д.).
Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям творческое задание: передать сюжет игры, реализовать собственный замысел.
Говоря о всех вышеприведенных методах, следует отметить, что основным приемом формирования игровых умений у детей является совместная игра воспитателя с детьми. Педагог развертывает сюжет, составляет смысловое единство взаимозаменяемых ролей. На каждом возрастном этапе роль педагога в игре меняется соответственно возрастному развитию детей.
Наблюдение – ведется в естественных условиях и дает возможность изучить уровень сформированности игровых навыков у детей. Наблюдение должно быть четко спланировано, иметь цель, объект, определенное время и т.п.
Экскурсия – дает возможность детям более детально познакомиться с изучаемым объектом (явлением), что далее позволит более успешно отображать это в своей игровой деятельности.
Оборудование и дидактический материал
Одним из возможных условий активизации игровой деятельности детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками, удачного их расположения. Необходимо следующее оборудование:
1) Игрушки: куклы пластмассовые с нарисованными или закрывающимися глазами, подвижным креплением головы рук, ног, в разнообразных костюмах, в том числе и в народных костюмах (высота 20-35 см); куклы-младенцы в конвертах (высота 20-40 см); куклы комбинированные из различных материалов, в разнообразных костюмах (высота 50-55 см); куклы из пластмассы – персонажи литературных произведений; куклы, изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младенец), игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичок, Домовой, Дед Мороз, Снеговик и т.п.); солдатики – набор пластмассовых фигурок (высота 5-7 см); игрушечные удочки с магнитами; мелкие пластмассовые игрушки с металлической насадкой для притягивания к магниту (рыбки, шарики и т.п.); мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, непластмассовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т.п.; наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т.п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, девочка, бабушка, дедушка и т.п.); рукавички и перчатки с изображение мордочек животных (кошка, собака, курочка).
Новое в образовании:
Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса
подготовки спортсменов
В условиях острой конкуренции в сфере спорта высших достижений большое значение приобретают научные исследования по определению путей совершенствования системы подготовки спортсменов, охватывающей в единстве спорт высших достижений и спортивные резервы. Наука о спорте направлена на выработку новых ...
Формы и методы индивидуализации в обучении
В учениях Инге Унт при использовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Инге Унт считает, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по сл ...
Особенности развития речи детей раннего возраста
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и позна ...