Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.
Речь – это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.
Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи.
Особенности развития детей с ОНР, ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.
Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.
Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения их пересказу приобретают особую актуальность в специальной (коррекционной) школе V вида.
При овладении словесной системой перестраиваются все основные психические процессы у ребенка.
Слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нарушают коммуникативные возможности, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, т.е. возникают существенные препятствия в формировании личности.
Программы школы предусматривают учебные занятия по развитию речи, в частности по формированию связной речи в начальных классах на уроках и индивидуальных занятиях.
Связь между особенностями речевого развития и уровня сформированности пересказа у учащихся раскрыта в исследованиях Беляковой Л.И., Воробьевой В.К., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Глухова В.П., Ефименковой Л.Н. Жаренковой Г.И., Жинкина Н.И., Зееман М., Зиндер Л.В., Леонтьева А.А., Новиковой Е.В., Пиаже Ж., и др.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.
Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.
Однако теоретический анализ литературы показал, что вопросы, непосредственно связанные с формированием связной устной речи в процессе обучения пересказу, разработаны недостаточно. Поэтому необходим поиск методов и приемов, которые позволят оптимизировать процесс формирования связной устной речи с помощью пересказа и будут способствовать дальнейшему развитию ребенка.
Цель данной работы – изучить уровень сформированности навыка пересказа, а также выявить состояние связной речи учащихся 1-го класса с ОНР.
Объект исследования – учащиеся 1-го класса с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности навыка пересказа.
Проблема исследования – выявление уровня сформированности навыка пересказа у учащихся 1-го класса с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - уровень сформированности связной речи учащихся 1 класса с ОНР ниже, чем у учащихся общеобразовательной школы.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Дать характеристику общему недоразвитию речи;
3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития связной речи учащихся 1-го класса с ОНР.
4. Провести экспериментальную работу.
5. Проанализировать результаты исследования.
Методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, диагностические задания).
3. Сравнительный метод.
Методологической основой нашего исследования являются разработки отечественных психологов по проблеме общего недоразвития речи – Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Лурии Р.А.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - школа интернат № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи города Барнаула».
Исследование проводилось с 1 марта по 12 мая 2009 года и состояло из семи этапов:
· изучение методической литературы по исследуемой проблеме;
· определение методики исследования;
· подготовка к исследованию, разработка хода эксперимента и наглядного материала;
· обследование уровня сформированности связной речи учащихся 1 класса с ОНР;
· обработка результатов;
· анализ результатов;
· соотнесение полученных результатов с выдвинутой в исследовании гипотезой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами в работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Новое в образовании:
Виды межпредметных связей
География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению. В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности: 1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения; 2. понятия, теории, законы; 3. способы деятел ...
Культурно-антропологические подходы к исследованию
субкультуры детства
Культура в любую эпоху выступает как целостность, включая в себя совокупность ценностей, убеждений, регулирует поведения определенных групп людей. Культурный мир очень многообразен и усваивается каждым человеком по-разному и полон множества противоречий. Каждый человек есть определено жизненно важн ...
Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального
обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...