Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Уровень сформированности навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи » Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

В эксперименте принимало участие 20 детей учащихся 1-го класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (учащиеся МУЗ «Средняя общеобразовательная школа № 64». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком.

Для исследования мы подбирали испытуемых по следующим критериям:

примерно одинаковый уровень психофизиологического дефекта;

одинаковая структура речевого дефекта;

одинаковая возрастная группа.

Исследование проводилось с 1 марта по 12 мая 2009 года.

Экспериментальная группа:

Настя Д. – ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;

Антон С. - ОНР, 3 ур., заикание;

Миша А. - ОНР, 3 ур.;

Катя К. - ОНР, 3 ур.;

Саша Т. - ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;

Маша К. - ОНР, 3 ур.;

Миша П. - ОНР, 3 ур.;

Семен С. - ОНР, 3 ур., при синдроме ринолалии;

Настя К. - ОНР, 3 ур., при синдроме дизартрии;

Лена С. - ОНР, 2 - 3 ур., при синдроме моторной алалии.

Обследование начиналось с предварительной беседы, целью которой было установление контакта с учащимися и создание положительной мотивации для дальнейшей работы.

Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.

Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

Навык связного рассказа выявлялся путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.

Во время эксперимента было применено пять методик для выявления уровня развития связной речи.

Методика 1 – Составление рассказа по картинке

(О.С.Ушакова ).

Цель:

определить уровень развития связной монологической речи.

Материалы:

сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

Инструкция.

Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

Анализ результатов.

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).

2 балла – ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

3 балла – ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Формирование адаптивных качеств учащихся
Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой твор ...

Интерпретация полученных результатов
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, был проведен контрольный эксперимент.На данном этапе исследования решались задачи:1. Определение уровня развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной групп ( методика Е. Торренса «Неполные фигуры»).2. Проведение сравнительного а ...

Исторический аспект формирования логической культуры мышления
В современной педагогике и психологии существуют различные направления исследований становления логических структур мышления у детей. Вопрос формирования у школьников логической культуры первым поднял чешский педагог Я.А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru