1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом;
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа.
Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного усвоения учебной деятельности, а не вне ее.
К концу младшего школьного возраста отмечается снижение учебной мотивации, что препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности.
Критерием нового уровня развития учебной мотивации младшего школьника может служить возникновение позиции учащегося.
«Итог начального образования» – это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса:
а) «я могу или не могу решить эту задачу?»;
б) «чего мне не достает для ее решения?».
Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой: «А у меня не получается !», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».
Умение выделять учебную задачу.
Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач.
Учебная задача по своей сути отличается от частных задач тем, что при ее решении ученик овладевает частными способами решения, т.е. требует движения мысли школьника от общего к частному. В этом процессе у них формируется самостоятельная учебная деятельность.
Одной из возможных причин, затрудняющих младших школьникам выделение учебной задачи, является широко используемый в начальной школе принцип наглядности. Предполагаемый наглядный материал часто превращается в предмет практического манипулирования, и тем самым создаются условия для подмены учебной задачи практической .
Выявление подобных трудностей необходимо провести в младших классах, когда ребенок еще только овладевает учебной деятельностью.
Учебные действия.
Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия .
Обучение учебным действиям, необходимым для овладения тем или иным учебным предметом, происходит в процессе преподавания в соответствии с определенными принципами дидактики. И ответственность за усвоение всей системы учебных действий каждым учащимся ложится прежде всего на плечи учителя.
Психологу чаще приходится сталкиваться с недостаточным или нерациональным использованием таких учебных действий, которые являются общими при усвоении учебных предметов.
Во избежание неприятных последствий младших школьников необходимо специально целенаправленно обучать приемам активной мыслительной обработки запоминаемого материала.
Диагностика уровня сформированности у школьников учебных действий при решении учебных задач является одной из актуальных проблем дидактико-психологических исследований. Разрабатываемые на их основе материалы математического и лингвистического содержания могут быть использованы в диагностических и развивающих целях.
Действия контроля.
Для того чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести ход их выполнения и результат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль.
В учебной деятельности данному действию принадлежит особая роль, так как овладение им «характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс» .
Изначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопостовляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные задачи.
В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. Школьный психолог должен подсказать им, что основная задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебной деятельности.
Новое в образовании:
Методические рекомендации по декоративному рисованию
Основные направления работы с детьми. Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: уметь видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формировать потребности в прекрасном. Второе ...
Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды ...
Театрализованные технологии в дошкольном образовании
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельнос ...