Основная деятельность детей младшего школьного возраста – учеба, в процессе которой происходит развитие познавательной сферы ребенка и его личности в целом.
В психологии «учебная деятельность» трактуется как деятельность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Данный вид деятельности является особой формой социальной активности личности и выполняет 2 функции.
Во-первых, учебная деятельность – это условие и средство психического развития индивида, обеспечивающее усвоение знаний.
Во-вторых, служит основным средством включения учеников в систему общественных отношений.
С точки зрения современной психолого-педагогической науки процесс вхождения ребенка в школьную среду сопровождается сменой ведущей деятельности и социального окружения и рассматривается как период школьной. Эффективность его обусловлена субъективными факторами (объем и характер знаний, направленность интересов, эмоционально-волевые качества и другие характеристики личности), создающими основу индивидуальной адаптации.
Психическая неполноценность учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида обнаруживается в недостатках интеллекта и в недоразвитии личности как сложной совокупности психических свойств, в частности, в отношении учащихся – олигофренов к учебной деятельности.
Различная структура дефекта у детей с нарушением интеллекта обуславливает появление специфических трудностей в удовлетворении потребности познания и самоутверждения, вследствие чего возникают и разные отношения к учению. Поэтому формирование положительного отношения к учению у детей – олигофренов требует знания педагогом индивидуальных особенностей каждой из групп аномальных детей и учета факторов, способствующих формированию положительного отношения к учению.
В ходе исследования освещены те стороны психического развития умственно отсталого ребенка, на которые специально воздействует воспитание, и те, на которые направленно обучение. Ведь воспитатель, формирующий нравственный облик и характер ученика, особенности свойства его личности как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, имеет дело не только с эмоционально-волевой, но и с интеллектуальной сферой психики. То же самое можно сказать и о преподавателе. Иначе и быть не может, ибо, как справедливо подчеркивал А.С.Макаренко, «человек не воспитывается по частям».
Единство и целостность развития личности ученика требуют единства и целостности подхода как к обучению, так и к воспитанию. Об этом всегда должен помнить педагог.
Объект исследования.
Учащиеся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования.
Особенности учебной деятельности учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и процесс ее формирования.
Цель исследования.
Изучение особенностей учебной деятельности, отношения к школе учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и определение оптимальных путей ее формирования.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить мотивы учения, эмоциональное отношение к школе, внутреннюю позицию учащихся.
3. Разработать методические рекомендации по формированию учебной деятельности учащихся 1-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Гипотеза исследования.
У учащихся изучаемой группы преобладает мотив получения отметки и учебный мотив, эмоционально положительное отношение к школе преобладает над эмоционально отрицательным, наиболее эмоционально значимыми сторонами жизни школы является отношение с учителем и получение отметки, внутренняя позиция школьника сформирована не в полном объеме.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Организационные методы (сравнительный).
3. Эмпирические методы (опрос, эксперимент).
4. Методы статистической обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования
определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях учебной деятельности у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Практическая значимость исследования
заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей более эффективному формированию учебной деятельности. Разработанные методические рекомендации могут быть полезными учителям, воспитателям, психологам специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений и включает 9 таблиц.
Новое в образовании:
Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Эти идеи были позднее развиты К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где ...
Театрализованные технологии в дошкольном образовании
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельнос ...
Условия и средства развития художественно-творческих способностей
Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой ...