С целью изучения особенностей учебной деятельности учащихся первого класса коррекционной школы VIII вида нами были использованы следующие методики.
Материал: шесть карточек со схематичным изображением фигур.
Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого образца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок – внешняя опора для запоминания.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай».
Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка №1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка №2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка №3: фигура двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка №5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». Выкладывается карточка №6: фигура ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки). После прочтения рассказа экспериментаторам задавался вопрос: «А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. При этом испытуемый указывает на картинку, поясняя ее соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?».
Все результаты заполняются в таблицу .
Новое в образовании:
Казахские национальные игры как средство воспитания детей
«Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». С развитием нашей страны возрождается и древняя культура казахов, национальные игры, танцы, искусство ...
Из истории натюрморта
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера ...
Способности
Как я уже упоминала в самом начале своей работы, специфика преподавания моего предмета такова, что она напрямую связана с интересом учащихся. В этом проблем, обычно, не возникает потому, что предмет этот новый, компьютеры дома есть у большинства детей и интерес соответственно присутствует. Проблема ...