В игре формируются мотивы "стать взрослым". Формируется иерархия мотивов, возникают социальные нужды. Взрослый это тот, кто исполняет социально значимую деятельность, кто работает ради кого-то, заботится о ком-то. Нормы отношений развиваются через игру, через сюжет и переносятся в реальную жизнь. Таким образом, ребёнок овладевает смыслом человеческой деятельности. Все эти мотивы имеют значение с приходом ребёнка в школу. "Ребёнок - субъект собственной деятельности. Он не пассивное существо, и никто другой не может повлиять на ребёнка без его реальной деятельности. Поэтому нужно отдать должное собственной активности ребёнка "самодвижению", согласно которому человек сам создаёт свою психологическую судьбу, начиная с детства".
В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Детство - это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и "по-справедливому", "по-правдивому" (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.
5. Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Толчок к осмыслению и оформлению прав детей дала первая мировая война. Британский Союз спасения детей и ее шведский аналог "Радда Барнен" совместно с Лигой женщин в1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.
Этот документ предполагал закрепление принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния ребенка. В их число были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.
В 1924 году Лига наций приняла декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской, поскольку была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций. Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.
Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях "ввиду их физической и умственной незрелости". Это положение в дальнейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только "младенчество дает право на особое попечение и помощь" (статья 25, ч.2), а в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации.
Женевская декларация прав ребенка стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в национальное законодательство. В частности, в Германии в начале 20-х гг. был принят первый в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких лет. Примечательно, что фашистский политический режим не отменил данный закон, а просто прекратил его применять.
Новое в образовании:
Общая характеристика игровой деятельности
Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под ...
Формирование технологической
компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной
работы
При исследовании дидактической системы формирования технологической компетентности будущего учителя в качестве одной из форм организации обучения была выбрана учебно-исследовательская работа. Методика выполнения учебно-исследовательского задания была выстроена таким образом, чтобы способствовать фо ...
Урок «игра-соревнование» «если вместе, если дружно»
Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат. Задачи: 1. Формирование дружного коллектива. 2. Развитие навыков взаимодействия 3. Развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навы ...