Методы исследования физического развития

Страница 1

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия.

Антропометрия.

Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила.

При проведении антропометрических измерений нужно пользоваться только специальным стандартным инструментарием, строго соблюдать официальную унифицированную методику. Измерения следует делать натощак или после легкого завтрака.

Рост (длина тела) – один из основных показателей физического развития ребенка. /9/ Длина тела – наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.

Рост измеряют с помощью стандартного ростомера в положении стоя. К ростомеру прикасаются 3 точками: лопатками, ягодицами, пятками. Измерение проводится в утренние часы, не менее 2 раза в год. Высота тела к вечеру может оказаться меньше из-за сжатия межпозвоночных дисков и расслабление мышц в следствии усталости к концу дня.

Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. Вес тела определяют на проверенных медицинских весах. Измерение массы тела детей старше 3 лет производится стоя на напольных весах, натощак, после мочеиспускания и опорожнения кишечника. При взвешивании ребенок должен быть обнажен.

Измерение окружности грудной клетки дает представление о развитии грудной клетки, грудных и спинных мышц. Измерение окружности грудной клетки ребенка производят с помощью сантиметровой ленты в состоянии спокойного дыхания, от 2 до 7 лет с вытянутыми руками при спокойного дыхания. На спине сантиметровую ленту прикладывают под нижними углами лопаток, спереди на уровне сосков.

Измерение мышечной силы проводится с помощью динамометров: кистевого, станового в одно и тоже время – утром. Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины – становым динамометром. При измерении силы мышц кисти рука должна быть отведена в сторону (на уровне плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием без рывка. Производят 2 измерения каждой рукой, фиксируют лучший результат.

Антропометрические измерения дополняют данные наружного осмотра, позволяя точнее определить уровень физического развития.

Соматоскопия.

Наружный осмотр (соматоскопия) оценивает осанку, состояние опорно-двигательного аппарата.

Осанка – это привычная поза человека (его манера держаться) в положении стоя и сидя. Она обычно оценивается в положении обследуемого стоя. При определении осанки обследуемый должен стоять непринужденно, не напрягая мышц.

Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Осанка формируется в процессе роста ребенка.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденного стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и позвоночном отделах – вперед, в грудном и крестцовом – назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствуют о неправильной осанке.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Эти идеи были позднее развиты К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где ...

Особенности развития речи детей раннего возраста
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и позна ...

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru