Различают несколько видов осанки: правильная физиологическая и патологическая (лордотическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.).
При правильной осанки физиологические изгибы позвоночника хорошо выражена, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно, и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов.
Правильной осанкой для дошкольников считается такая, когда голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди и не выступает за уровень грудной клетки (в профиль). Лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза не велик и составляет 22-25°.
Нарушение осанки могут быть врожденными или приобретенными, но в абсолютном большинстве встречаются приобретенные.
Наиболее характерными внешними признаками, предопределяющие начало нарушения осанки, являются:
а) усиление наклона головы ребенка вперед;
б) выдвижение плечевых суставов вперед;
в) сужение грудной клетки за счет выноса рук вперед;
г) повышенное растяжение мышц задней поверхности спины за счет регулярного наклона головы , верхней части туловища вперед (особенно при сидении);
д) отдаление лопаток от грудной клетки при постоянном наклоне головы, что способствует формированию круглой спины;
е) постоянное, достаточно длительное и неправильное стояние с выставлением одной ноги вперед или в сторону, постановка ноги с широко развернутым носком в сторону, передвижение на полусогнутых в коленных суставах ногах при ходьбе и беге.
Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клетки, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами. При лордотической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько окинута назад. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника.
Наиболее серьезным нарушением является сколиоз. Сколиотическая болезнь – это не только искривление позвоночника, но и общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все важнейшие функции организма.
Наиболее простой и доступной методикой определения наличие или отсутствия нарушений осанки является приведенная ниже тестовая карта.(Таблица 1)
Таблица 1
Признаки нарушений |
Результат | |
Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично. Выраженная деформация грудной клетки – "грудь сапожника", впалая "куриная" грудь (изменения диаметров грудной клетки, грудина и мочевидный отросток резко выступают вперед). Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника. Сильное отставание лопаток ("крыловидные" лопатки). Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки). Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные). Неравенства треугольников талии. Вальгусное положение пяток. Явные отклонения в походке (прихрамывающая "утиная") |
Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да |
Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет |
Новое в образовании:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...
Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных
учреждениях
В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. Концепция дошкольного воспитания излаг ...
Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». «Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческ ...