Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Педагогика сегодня » Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Страница 1

Педагогика, как и всякая наука, имеет свой объект и предмет исследования, свою систему методов и, конечно, свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат – совокупность терминов и понятий, которые используются (или вырабатываются) наукой в процессе исследования. В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные знания. Все научные понятия делятся, на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки.

Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользуясь словом «социализация», или - о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

К собственным (частнонаучным) понятиям педагогики относятся: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки (как и те явления действительности, которые в них отражаются). Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Кроме того, стало возможным выделение особой группы понятий — общенаучных, которые выходят за рамки той или иной частной науки или их специфической группы. Педагогика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.

Термин общенаучности трактуется неоднозначно и кроме того, существуют различные уровни общенаучности. Говоря об общенаучности имеется в виду не традиционная связь общенаучного знания, связанного с философским знанием, когда, например, философские категории определялись как "наиболее общие понятия, которые применяются в любой науке", а та часть общенаучного знания; концептуальная основа которого связана с понятиями, формирующимися в качественно особый тип в условиях научно-технической революции, связанный с интегративными процессами в науке, который принципиально объединяет возможности содержательного и формального, качественного и количественного исследования самых разнообразных объектов реальности.

Среди всего многообразия понятий, категорий и терминов, выделяются те, что по своим признакам близки к философским, но не связаны с объяснением мироздания, однако по степени общности нередко тяготеют к философским категориям и выполняют переходные функции в системе научного знания. Такие понятие и называются общенаучными. Эти понятия по своему объему и области их применения не представляют собой группу тождественных понятий. Скорее их можно представить в виде разнообразных групп, подразделяющихся на подгруппы. Например, в состав такой выделенной подгруппы можно отнести те понятия, которые отображают свойства как объектов познания, так и частных наук, изучающих эти объекты. В таких понятиях осуществлено единство онтологического и логико-гносеологического аспектов и они могут быть названы универсально – общенаучными.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Педагогический эксперимент
Для подтверждения теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе школы муниципальной общеобразовательной колы с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Ленинска-Кузнецкого в 3 «А» классе. В экспериментальном исследовании участвовало 19 чело ...

Роль мотивации при обучении говорению
Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. Перед преподава ...

Краткая история трудового и технологического обучения в России
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деяте ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru