Здесь содержится исходное противоречие, связанное с пониманием того, что в психологической литературе сохраняется противопоставление логического мышления и творчества, которое дает основание сделать вывод о том, что это определение не отражает правильно сущностную характеристику логической культуры.
По мнению А. Муранова, «логическая культура (культура мышления) – это совокупность способов обработки информации, которые включают в себя формирование алгоритмического, абстрактно-логического, интуитивного и творческого мышления, а также приёмы организации мыследеятельности». Это определение на наш взгляд не проясняет, а затуманивает решение данного вопроса.
Рассматривая такой компонент культуры, как логичность, советский логик В.И. Свинцов пишет: «В общем виде под логической культурой личности (индивидуальной логикой) следует, видимо, понимать более или менее развитые способности осуществлять такие действия как умозаключение, доказательство, классификация и т.д. – способности, оцениваемые мерой соответствия указанных действий определенным критериям логической строгости». С этим определением частично можно согласиться. Однако мы солидарны с замечанием А.Х. Касымжанова и А.Ж. Кельбуганова, о том, что «требования, предъявляемые к современной культуре мышления, не сводятся только к логической строгости рассуждений, так как логическая строгость рассуждений имеет смысл только тогда, когда речь идёт о правильном, объективном познании мира».
В отличие от всех перечисленных выше определений, Е.А. Иванов, рассматривая понятие «логическая культура», пытается перейти к структуре этого качества и приводит следующее определение: «Логическая культура – это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает: а) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, её формах и законах; б) умение использовать эти знания в практике мышления – оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать; в) навыки анализа мыслей – как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы выработать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их». В рамках рассматриваемого контекста особый интерес представляет точка зрения кандидата философских наук И.В. Демидова: «Логическая культура личности – это духовное образование, характеризующее меру ее социального развития с точки зрения степени освоения логического знания, норм и принципов логики, а также умений и устойчивых навыков их использования для решения актуальных познавательных и практических задач». При этом он схематично приводит и структуру логической культуры (рисунок 1).
|
Рис. 1. Структура логической культуры
Здесь под культурой абстрактно-логического мышления И.В. Демидов понимает меру развития сознания человека как субъекта творческой преобразующей деятельности, рассматриваемой со стороны его мыслительных возможностей и выражающиеся в способности диалектически верно и логически правильно отражать окружающуюся действительность средствами мышления. Следует заметить, что культура абстрактно-логического мышления является важным компонентом фундамента логической культуры и включает:
– развитую совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности и ее формах, усиливающих мировоззренческую и методологическую позицию логического решения наиболее типичных проблем, возникающих в практической деятельности;
– умение использовать эти знания в процессе мышления;
– устойчивые навыки формирования стройной и убедительной мысли, обеспечения надежного самоконтроля в ходе рассуждения.
Содержание культуры абстрактно-логического мышления проявляется не только в логически правильном мыслительном процессе, но и в адекватном диалектическом отражении действительности. Поэтому в приведенной выше схеме структурными элементами абстрактно-логического мышления выступают объективно-диалектическая и формально-логическая культура мышления. По мнению И.В. Демидова, содержательную основу формально-логической культуры составляют знание и умелое применение следующих компонентов:
Новое в образовании:
Математический кружок как форма внеклассной работы по математике
Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В нача ...
Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влиян ...
Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...