Необходимым условием качественного обновления нашего общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от общеобразовательной школы как базового звена системы непрерывного образования.
В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые прежде всего при обучении математике и информатике. Сами объекты логических умозаключений и принятые в информатике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, формулировать четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению.
Одним из способов поддержания интереса к предмету, формированию творческих способностей, развитию познавательной деятельности учащихся, способности обобщать материал, глубже понять роль информатики в жизни является дидактическая игра. Дидактическая игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов.
Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.
Следующим важным средством обучения являются задачи. К сожалению, в настоящее время в школе мало используются занимательные задачи – реальные или вымышленные ситуации, включающие набор исходных данных, применяя которые следует ответить на вопрос, поставленный в условии. В процессе решения само реализуемое действие совершается необычным, нетрадиционным способом, положительно влияющим на эмоциональный настрой аудитории.
Психолого-педагогическими исследованиями отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Шардакова, Л.С. Выготского, Л.С. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдова, И. Ломпшер, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, и др.) доказано, что основные логические умения на элементарном уровне можно сформировать у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.
Методические исследования по логической подготовке в начальной школе направлены преимущественно на решение частных задач, не учитывая тех изменений в иерархии целей обучения, которые произошли в последние годы, а именно того, что интеллектуальное развитие учащихся стало приоритетной целью среднего образования.
Актуальность и целесообразность предпринятого нами исследования определяется целесообразностью формирования общелогических умений в процессе решения логических заданий и задач в обучении информатике и недостаточной разработанностью соответствующей методики для начальной школы. Отсюда вытекает проблема исследования: разработать методику формирования у учащихся первоначальных логических умений на основе содержания современного начального курса информатики.
Цель исследования заключается в разработке системы специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры мышления младших школьников при обучении информатике.
Объектом нашего исследования является процесс обучения информатике в начальных классах, а его предметом - формирование логической культуры мышления младших школьников на основе решения логических задач в процессе обучения информатике учащихся 1-4 классов.
Проблема исследования потребовала решения следующих задач:
1) выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для формирования логического мышления у младших школьников;
2) разработать требования к уровням сформированности логической культуры мышления учащихся по окончанию ими начальной школы;
3) разработать содержание и структуру логических заданий и задач для младших школьников при обучении информатике;
4) проверить экспериментально принципиальную реализуемость и эффективность разработанной методики.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
– изучение и анализ специальной литературы по логике, информатике, психологии, педагогике, методике преподавания информатики в свете сформулированной проблемы исследования;
– анализ школьных программ и учебных пособий по информатике для начальной школы.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, наблюдения за ходом уроков, анкетирования и интервьюирования учителей экспериментальных классов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложен новый эффективный подход к организации логической подготовки младших школьников в процессе обучения информатике, обеспечивающий базу для их интеллектуального развития и успешного обучения в средней школе. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
– обоснованы целесообразность и возможность организации систематической работы по формированию логической культуры мышления младших школьников в процессе обучения информатике;
– сформулированы общие методические принципы реализации логической подготовки младших школьников при обучении информатике;
– разработаны и научно обоснованы содержание и структура системы по формированию логической культуры мышления у учащихся начальной школы при обучении информатике;
– разработаны итоговые требования к логической подготовке учащихся начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для усовершенствования методики преподавания информатики в начальной школе, при подготовке студентов педагогических факультетов, слушателей курсов повышения квалификации.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе работы раскрываются теоретические основы понятия «логическая культура мышления»; рассматриваются особенности формирования логической культуры мышления младших школьников. Во второй главе работы приводится анализ существующих методик преподавания информатики в начальных классах; обосновываются требования к составлению логических заданий и задач для младших школьников и описывается дидактическая модель формирования логической культуры мышления младших школьников на основе решения логических заданий и задач. Третья глава работы посвящена описанию проведенных экспериментов и анализу его результатов.
Новое в образовании:
Понятие, сущность и функции лидерства
в подростковом возрасте
В психолого-педагогической науке сложилось несколько подходов к проблеме лидерства, которые принципиально различаются по позиции относительно вопроса происхождения данного феномена. Поскольку разработка теорий лидерства шла отдельно в зарубежной и отечественной психологии, то и анализировать основн ...
Содержание и условия проведения эксперимента
На основе теоретических положений, выдвинутых в двух первых главах дипломной работы, был поставлен эксперимент на уроках английского языка в 6«л» классе, школы №37 г. Махачкалы. В эксперименте приняли участие 2 языковые группы количеством 7 человек каждая. Задачей эксперимента являлось проверить эф ...
Подходы к изучению проблемы звуковой культуры речи: теория и современность
В понятие звуковой культуры речи входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинес ...