Комплексная программа по педагогическому просвещению родителей проводилась в Хальчанской общеобразовательной школе Ветковского района Гомельской области. Участие в этой программе приняли 35 родителей.
Пояснительная записка
Cовершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – “нет”. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественно новый уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества. Настоящая программа педагогического просвещения родителей - комплексная программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Объект -
педагогическое просвещение родителей.
Предмет-
деятельность социального педагога по педагогическому просвещению.
Цель программы
– содействовать созданию условий для овладения родителями определенного минимума психолого-педагогических знаний, оказать им помощь в организации педагогического самообразования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
Задачи:
l изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;
l установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи;
l формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую деятельность;
l предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
l обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической культуры родителей:
Принцип систематичности и последовательности
. Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей. Систематичность и последовательность предполагает единство и преемственность всех звеньев программы.
Принцип единства общественного и семейного воспитания
. С учетом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу школы с семьями учащихся.
Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм
повышения педагогической
культуры родителей. Суть этого принципа в том, что коллективную работу родителей целесообразно проводить с группами родителей (по классам), а также индивидуальная работа с отдельными семьями. Индивидуальная и групповая работа способствует плодотворному участию всех родителей в коллективной работе по освоению необходимых знаний и умений для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Критерии оценки достижения поставленной цели и задачи:повышение уровня педагогической культуры, повышение уровня активной педагогической позиции, снижение уровня неправильного воспитания детей в семье.
Содержание программы
1.
Роль семьи в воспитании детей (беседа)
Семья - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития, закладывающая основы личности. Главное назначение семьи. Компоненты семейного воспитания.
Особенности и структура современной семьи. Влияние на детей нравственной атмосферы, психологического климата семьи, внутрисемейных взаимоотношений, уровня общей и педагогической культуры взрослых членов семьи. Трудовые традиции семьи. Любовь, уважение и требовательность к детям.
Семейное воспитание как процесс целенаправленной деятельности по формированию личности: цель, задачи и содержание воспитания, проектирование личности ребенка, выбор и использование родителями воспитательных средств и системы педагогических воздействий на детей, организация жизнедеятельности детей, корректировка их отношений вне семьи.
Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. Повышение педагогической культуры родителей - важнейшее условие успеха в воспитании детей. Основные компоненты педагогической культуры. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, старшим членам семьи.
Новое в образовании:
Опытно-экспериментальная работа
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урок ...
Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...
Развитие творческих способностей учащихся на
примере обучения декоративной резьбе по дереву
При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б). Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой ...