Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу.
Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся. Ключевым для понимания роли диалогического общения в социальном развитии является тезис о том, что развивается не ребенок , а единство ребенка с ближайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам и методам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью методов осмысления детьми своего социального опыта является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помощью слова описываются события и явления, порой еще не встретившиеся детям в жизни, формируются понятия, представление, собственное мнение и оценка происходящего.
Кроме того, слово способствует осмыслению ими своего жизненного опыта мотивации своих поступков.
Словесные методы некоторые педагоги – теоретики считают методами убеждения. Это не совсем так. Само по себе словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов воспитания не может сформировать устойчивых убеждений.
Рассказ. Наиболее распространенный метод в работе со школьниками. По своей методической сути – это монолог воспитателя(учителя) который строится как повествование, описание или разъяснение(рассуждение).Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение из рассказа прямо, а, как советовал В.Г Белинский, » спрятаться « за сюжет, предоставив возможность самим детям дать оценку услышанному , сделать вывод. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно – коррекционная.
Беседа. Предоставляет учителю значительно большие возможности для управления процессом выявления у детей мотивов деятельности и поведения. Главное преимущество ее как раз и состоит в том. Что вопросы помогают учителю «вывести наружу» мотивы деятельности и поведения. При этом обеспечивается наиболее выгодная позиция учащегося как активного участника приобретения и обогащения знаниями.
Основное назначение бесед — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них небезразличное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.
Новое в образовании:
Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями
речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...
Методические основы работы по развитию орфографической зоркости у детей с
дисграфией
Для того чтобы правильно научить детей владеть правилами орфографии и закрепить умения видеть орфограмму, правильно определить ее на слух, а затем записать ее, необходим автоматизированный навык. Этот навык достигается длительными упражнениями, которые направлены на: а) развитие орфографической зор ...
Лингвистические особенности лексико-грамматических категорий тюркских
языков
Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского. По происхождению языки делят на семьи ...