Типология образовательных сред Януша Корчака

Педагогика сегодня » Образовательная среда педагогического университета » Типология образовательных сред Януша Корчака

Страница 1

Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. Различают образовательные среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические, адаптивные и т.п.

Существуют различные основания, для типологизации образовательных сред: Вскрытие замков в екатеринбурге цена spas-ektb.ru.

- по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманистическая - технократическая и т.д.);

- по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная - инновационная, национальная - универсальная и т. д.);

- по степени творческой активности (творческая - регламентированная);

- по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).

Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одном вузе может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды.

В главной педагогической работе Я. Корчака «Как любить ребенка», впервые изданной в 1919 году в Варшаве, дана характеристика четырех типов воспитывающей среды: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры».

Догматическая среда

Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков . Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог - Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь».

В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести прежде всего монастырь и армию. Безусловно, семья с крепкими религиозными традициями также формирует среду догматического типа. Именно такая среда - основа психологической «обработки» адептов различных сектантских течений и группировок.

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

Идейная среда

«Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь - отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях - сталкиваясь, снижая полет и вздымая - наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний».

Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Это может быть и музыкальный ансамбль, и конструкторское бюро, и команда КВН. Важнейшее условие формирования идейной среды - отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды. Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, успешно начинавших свою деятельность.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи
Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1. Познавательный, то ...

Цели и содержание обучения диалогической речи
Согласно Программе обучения иностранным языкам в средней школе, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, т.е. владеть всеми типами микродиал ...

Исследование проблемы памяти в психологии
По мнению И.М. Сеченова, именно память занимает главенствующее место в психической жизни. Сквозной характер мнемической функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации человека отмечают и современные исследователи. Пронизывая все уровни психического, память участвует в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru