Быстрое развитие электронных вычислительных машин привело к тому, что ими начали интересоваться и как средством дидактической работы. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидактической работы, особенно в области оценки результатов и хода процесса учения. Весьма ценной с дидактической точки зрения является последняя из названных выше характеристик, т.е. способность определения хода, путей и способов учения отдельных учащихся Подласый И.П. Существовавшие до сих пор методы контроля и оценки результатов обучения такой возможностью не располагали. В соединении с дидактическими тестами они в лучшем случае позволяли контролировать конечные результаты работы учащихся и не позволяли изучить факторы, оказывающие влияние на достижение именно этих результатов. Компьютеры же немедленно оценивают каждый ответ учащегося на заданный ему вопрос, выявляют возможные ошибки и определяют их источники; они могут регулировать уровень сложности заданий, даваемых учащемуся, словом, индивидуализируют обучение применительно к способностям, интересам, темпу работы и уровню подготовки отдельного учащегося.
Исследования, проведенные в Советском Союзе, Великобритании, Соединенных Штатах и Франции, показали, что существуют по крайней мере две области применения компьютеров в образовании. Первая из них связана с так называемым обучением, подкрепленным компьютером (computer assisted instruction, CAI). При этом соответствующим образом запрограммированный компьютер может выполнять такие дидактические функции, как предъявление информации, закрепление у учащегося знаний (чему служит так называемая программа повторения), контроль и оценка результатов обучения (контрольные программы), приобщение учащихся к индивидуальным и групповым формам решения задач, в частности с помощью симулятивных программ, управление процессом учения, реализуемое с помощью материала, «хранящегося» в компьютере (репетиторские программы) или за его пределами (управляющие программы). Вторая область охватывает так называемое обучение, реализуемое с помощью компьютера (computer managed instruction). В данном случае компьютер выступает как своеобразный банк педагогической информации, собирая, сохраняя в своей памяти и предоставляя в распоряжение преподавателя разнообразные данные об учащихся, о состоянии их здоровья и положении среди ровесников, об их успехах в учебе, интересах, чертах характера и т.п. Все более широкое применение компьютеры получают в решении проблем управления большими учебными заведениями.
Примером системы обучения, подкрепленного компьютером, может послужить система, включающая электронную счетную машину, периферийные устройства и соответствующую программу. Такая система обычно бывает приспособлена к работе по нескольким учебным предметам, с большими группами учащихся. Связь на линии «система – учащийся» обеспечивают такие устройства, как телетайп, диапроектор, кинопроектор, магнитофоны, телевизионный монитор и т.п. Связь на линии «учащийся – система» поддерживается набором кнопок (когда предусматривается выбор ответа) или телетайпами (когда от учащегося требуется введение ответа).
Схематическое представление рассматриваемых связей, определяющих главные принципы функционирования системы, приведено в приложении 1. Компьютер анализирует, оценивает и сохраняет в памяти не только ответы учеников на вопросы, предусмотренные программой, но и время работы каждого учащегося с программой, число и виды допущенных ошибок. Благодаря этому учитель располагает полной картиной работы всех учеников, причем наряду с конечными результатами обучения эта картина включает также способы и пути их получения
Новое в образовании:
Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного
образования
Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому реш ...
Организация учебного процесса по ПФСС
Изучение дисциплины ПФСС имеет ряд особенностей, отливающих ее от других дисциплин учебного плана. Во-первых, учебные группы здесь формируются с учетом вида спорта и подготовленности, принятых в вуз. Это дает возможность избежать лишних затрат времени на начальное освоение основ вида спорта и созда ...
Социально-педагогическая запущенность
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в котор ...