Субкультура детства в трудах отечественных ученых

Педагогика сегодня » Детская субкультура казахов » Субкультура детства в трудах отечественных ученых

Страница 3

Любой народ и народ Казахстана проходит сложный исторически путь, полный трагедии и драмы, борьба за свободу за независимость. В период колониальной независимости у народа отнимается не только свобода, богатства, но и историческая память. Каждый завоеватель пришедши в Казахстан по - своему трактовал историю, как в народе говорят история пишется завоевателями и отражает их точку зрения. Примером этого может служить Казахстан, когда он был в составе России, начали постепенно теряться идей национальной педагогики казахов, было очень мало школ с преподаванием казахского языка, и это не могло не отразится на нас.

Из поколения в поколения передаются общественный и социальный опыт, духовное богатство как дань старшего поколения младшему. Преемственность дает новым поколениям выбрать, что уже было создано историей человечества. Преемственность может существовать даже в плане семейных традиции, есть такие семья в которых существуют общие устойчивые стереотипы поведения, общие черты мышления. Преемственностью мы можем назвать сказки, песни, поговорки и др. Устное народное творчество- это источник педагогической идей. Педагогика аксакалов- бабушек проявляется в самых разнообразных образах. Каждый народ хотел видеть в своем ребенке комплекс социально-этнических качеств. Большой багаж устного народного творчества составляют этико-культурное наследие казахов. Историческое развитие казахского народа создал высокую педагогическую культуру. В давние времена, когда еще не было школ, институтом социализации ребенка была семья и мать. Ребенок воспитывался, опираясь на народную педагогику своего народа, которая имела свой особенности развития субкультуры. В казахской традиционной семье, большой вклад в воспитание детей вносит не только родители, но и вся семья в целом. Ребенок впитывает те обычай, который установлены в том регионе, где он родился. У каждого народа есть свой определенный этикет поведения, это часть общечеловеческой и традиционной культуры поведения, этноэтикет вносит большой вклад в процесс социализации личности.

Если лишены духовно- нравственные основы национального самосознания, то этот человек не сможет глубоко воспринять другую культуру. Каждая культура вносит большой вклад в мировую культуру. Это говорит о том, что казахская культура в процессе исторических событии впитала, некоторые основы других культур.

Казахская педагогика воспитания детей имела своеобразную тактику воспитания. Для казахского общества характерны такие качества воспитания: уважение к старшим, защита чести рода, патриотизм, храбрость, сохранение обычаев, уважение к родителям предкам, воспитание чувства родства, знание своих корней происхождения примером этого служит, что каждый казах должен знать происхождение своего рода до «седьмого колена». Кочевой образ жизни, элементы шаманизма образовали бытовую и традиционную культуру казахов.

Для казахов всегда был важен авторитет в социуме, в связи с этим детей с детства учили чести, четности, бескорыстию и т.д.

Идея воспитания уважения к родителям и старшим, это особенно выражается у казахов. Часто мы слышим выражение «Слово старца- лекарство» или «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят тебя твой дети». Идея воспитания своих родителей, чувство ответственности лежит в семье у самого младшего сына, которого называют «кенже». У казахов существуют такие правила как не переходи дорогу старшему, не подслушивать и не вмешиваться в разговоры старших, обращаться к старшим на вы и т.д. Старшие в свою очередь заботятся о детях, общаются с детьми и передают знания.

У казахов как и у многих народов существует культ матери. Мы часто встречаемся с таким выражением как « Ребенок без отца - сирота наполовину, а ребенок без матери- полный сирота». Женщина она хранительница очага, мать детей, опора мужу. Роль отца в семье казахов велика, он несет ответственность за сохранение своего рода, добытчик материального состояния в семье. Но большую роль отец несет за воспитание сына, воспитывая его в духе соблюдения народных правил и обычаев. Закон «Жету ата», который утверждает знание своей родословной, почитание предков. Это все составляет основу формирования поведения совместно с национальным знанием, своих корней и материнского языка. Казахи не случайно обращаются ко всем не зависимо от национальности «ага», «апа», «тате» и т. д. Великодушие и щедрость казаха представляется гостеприимством. С раннего возраста у казахов детей приучают к гостеприимству, это прививает детям уважение не только к своим родственникам, но и к соседям незнакомым людям - это показатель гуманизма у казахов. Это так же связано с традиционно - хозяйственным укладом жизни и природно-климатическими условиями жизни казахов. Любой путник в своей дороге мог зайти в любую юрту, он знает, что его там встретят, накормят, напоют и если надо дадут отдохнуть. Гостей казахи садят на почетное место, которое называется «тор», вся вкусная еда так же для гостя. При этом путник должен был, вытащит любое оружие, в доказательство, что он пришел к ним с миром. Когда гость уезжает его провожает вся семья. Эта система взаимопомощи друг другу. У каждого народа своеобразная культура межличностного общения, национальное своеобразие, которые не должны быть пропущены в процессе обучения у школьников. Большую роль в воспитании играет речевой этикет. Именно речевая деятельность, речевое поведение является средством передачи информации, культуры в целом. Отличительной чертой речевого этикета у казахского народа - это вежливость, скромность, искренность. Мать это первый человек, который разговаривает со своим ребенком, произнося имя своего ребенка, ласковые слова, давая наставления посредством речи, формирует в ребенке нормы и приличия. Примером этикета у казахов служит приветствие «салем беру», «салем ету», путник, который долго не был в ауле, после приезда шли к уважаемым людям, аксакалам, что бы поприветствовать их, спросить как у них дела, в ответ они услышат хорошо, хотя и на самом деле это не так. Этике казахов таков: разговор начинает старший, не присядет пока его не пригласят, никогда не перебивают старшего. С детства детей учат к ценности хлеба, говорят «не наступай на хлеб», «нельзя ломать хлеб одной рукой». Вся жизнь народа их национальное качество отражается в сказках, былинах, легендах, героических сказаниях. Основные самые яркие эпосы казахского народа «Кобланды батыр», «Козы Корпеш- Баян Сулу», «Кыз Жібек», «Айман- Шолпан» и т.д. В героическом эпосе «Кобланды батыр», описывается жизнь батыра от рождения до возмужания. Наречение его имени, его героические подвиги, его доспехи и героическая одежда, то как он отправился за невестой в этом сказании описывается весь колорит традиционного казахского обычая.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Использование компьютера на уроках рисования
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: о тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики ...

Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников
В нашей стране моделирование как метод педагогического исследования стал разрабатываться с конца 60-70-х годов XX века. Практика развивающегося народного образования требовала, чтобы с самого начала педагог обладал точным научным представлением о процессе и результатах обучения и воспитания. В связ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru