- от 16 до 19 лет бозбала;
- от 20 до 30 жас жігіт;
- от 30-40лет дүр жігіт, күр жігіт;
- от 40 до 50 лет ер түлегі;
- от 50 до 60 лет жігіт ағасы;
- от 60 до 70 лет қарасақал;
- от 70 до 80 лет ақсақал;
- от 80 и выше шал, қарт, қария.
Второй подход связан с основным видом хозяйственной деятельности казахов – скотоводством (төрт түлік мал). Например:
- от рождения – до 10 лет қозы жасы (дети в этом возрасте привлекались к уходу за егнятами);
- от 10 до 20 лет - қой жасы;
- от 20 до 30 лет - жылқы жасы;
- от 30 до 40 ага жас или ер түлегі.
Третий подход – мүшел жас: 13, 25, 37, 49, 61, 73, 85.
До 12-ти лет- это детство когда человек не является полноправным членом общества. Он растет в мире игр, сказок, развлечении, но уже в семье ребенок начинает получать первые манеры поведения, уважения к старшим, любовь к родным и к труду.
У казахов считается, что жизнь человека это цепочка мушелей-двенадцаилетий- это переходный период. С этим были связаны некоторые обряды. С 5-7 лет проводится обряд обрезания. Когда ребенку исполняется 13 лет, считается, что он полноценный член общества.
12-24 лет это время забав и развлечении, но уже серьезные игры как (алтыбакан, айтыс и т.д.), это вольное поведение, но которое имеет свои формы и границы. В этот период жизни молодежь активно принимает участие в жизни рода. В этом возрасте происходят важные события как создание семьи.
24- 28 лет это время социальной актианости человека, где уже является участником общественной жизни страны.
Старость это время когда человек мудрый, прожил жизнь и является идеальным советчиком, помощником, не только из- за того, что он видел жизнь, но и в силу того, что он ближе был к миру предков.
Сейчас молодежь чаще интересуется обычаями традициями своего народа своих предков. Возрождаются исконно историческая национальная музыка, большой интерес к казахским национальным костюмам к хореографии, к изобразительному творчеству, образование «своих корней». Для этого нам не обходимо помочь, развить интерес молодежи к национальной культуре.
В таких знаниях нуждаются не только многонациональный Казахстан, но и сами казахи, в силу исторических причин, не владеющие своим родным языком. Богатые традиций и обряды казахского народа, красота и мудрость народного гения, которые, не смотря на время и исторические события существуют. Чтобы вырастить настоящих патриотов своей страны, которые сохранят и передадут накопленные знанию будущему поколению необходимо, возрождать знания наших предков.
М. Жумабев, Ж.А. Аимаутова, М. Дулатов, А. Кунанбаев, Х. Досмухамедов и многие другие, внесли большой вклад в развитие национальной педагогики казахов. Так в трудах Диваева представлены вся культура и быт казахов, где рассмотрено материальная культура, положение женщины, роль игр детей, пища, одежда, общественная жизнь, верования, народные знания. Так же без внимания он не оставил и роль духовной жизни. Диваев писал, что именно история расскажет периоды расцвета и периоды упадка страны и именно она может дать ответ как именно возродить былую культуру.
М. Жумабаев посвятил воспитанию учебное пособие «Педагогика», где говорит, что каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием, сохранить народ и нацию может только родной язык и национальная школа. Если ребенок получит первые знания на родном языке, то в нем будет национальный дух. Ж. Аимаутов так же считал, самобытность народа должна сохраняться, и, что каждый ребенок должен знать свой традиции и самое главное местные достопримечательности. В связи с этим он предложил ввести с 4 класса курс «наша Родина», которое включало изучение географии, литературы и истории.
Х. Досмухамедов так же, считал, что «язык- это душа народа», он писал хорошо если ты знаешь свой родной язык и другие, но если ты не знаешь своего, но говоришь на другом- это не есть хорошо.
Все эти утверждения свидетельствуют, что все ученные и просветители думают о будущем своего народа и при этом с обязательным присутствием национального духа. Труды общественно - педагогических деятелей внесли большой вклад в развитие современного воспитания и образования. По мнению А.Э. Измайловой в общем народная педагогика имеет общую основу, которая опирается на общепринятые нормы и правила воспитания. Народная педагогика есть совокупность взглядов идей, традиции народных масс, по вопросам воспитания. С.А. Узакбаева считала, что народная педагогика- это естественный исторически процесс, в котором формируются обычай, традиции, которые передавались из поколения в поколении в форме устного народного творчества. В устное народное творчество входит игры, танцы, праздники, обряды, обычай и многое другое. Народное творчество, хотя всегда находится в постоянно прогрессе, но изначальная основа сохраняется. Большое влияние на формирования личности человека оказывают местные условия проживания, которые человек применяет и совершенствует народные знания.
Новое в образовании:
Рекомендации по совершенствованию процесса развития
творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере
дополнительного образования
С целью совершенствования творческих способностей подростков нами был разработан проект фотовыставки. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, ...
Концептуальные основы формирования компетенций и становления
технологической компетентности
В структуре каждой профессиональной компетенции учителя мы выделили четыре компонента: информационную основу (теорию); ориентировочную основу (знание о том, из чего исходить и что, как и когда делать); исполнительную основу (отработку непосредственного выполнения действия); контролирующую основу. П ...
Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Не надо забывать и о том ...