В современной методике используется большое количество методов обучения говорению на иностранном языке: прямой метод (экстремальное и умеренное направление), переводной, смешанный, аудиовизуальный, аудиолингвальный (неопрямизм), сознательно-практический, активный, суггестивный, сопоставительный, коммуникативный, метод проектов и игровой метод. Среди всех я выделила 2 самых эффективных, на мой взгляд, метода: коммуникативный и проекционный.
Коммуникативность должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесса. Это поможет определить содержание принципов коммуникативного метода, а, следовательно, и сформулировать их.
Что же составляет коммуникативность?
1) Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не только в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и средство, где и то и другое диалектически взаимообусловлено.
Постоянное практическое пользование языком помогает преодолевать нелюбовь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, так как согласуется с конечной целью и тем самым обеспечивает усвоение говорения как средства общения.
Речевая направленность учебного процесса окажется возможной лишь при наличии речемыслительной активности учащихся, которая главным образом характеризует их деятельность. Речемыслительная активность – сердцевина коммуникативного процесса обучения.
Речевая направленность предполагает оречевленность упражнений, т.е. степень, меру их подобия речи. Это прежде всего касается упражнений для формирования навыков и означает использование в этих целях условно-речевых, а не языковых упражнений, а также исключение всяческих псевдоречевых упражнений в процессе развития речевого умения. Все упражнения должны касаться говорения, а не проговаривания. Т.е. при говорении у говорящего есть определенная речевая задача, он осуществляет воздействие на собеседника. Проблема сводится к организации речевого (а не просто учебного) партнерства в учебном общении.
Речевое партнерство зависит от коммуникативного поведения учителя, что тоже входит в аспект речевой направленности обучения и обусловлено деятельностным характером обучения. Если принять во внимание, что только соблюдение речевой направленности позволяет обучить говорению, то можно ее причислить к закономерностям обучения речевой деятельности. Следовательно, можно возвести эту закономерность в принцип и считать, что первым принципом обучения говорению как виду речевой деятельности является принцип речемыслительной активности.
2) Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: ее способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личных свойств. Можно сказать, что для коммуникативного метода индивидуализация является главным средством создания мотивации и активности.
Свое отношение к среде человек выражает в речи. А поскольку отношение к среде всегда индивидуально, то и речь индивидуальна и личностна.
При обучении иноязычной речевой деятельности индивидуальная реакция возможна лишь в том случае, когда стоящая перед учеником речевая задача будет отвечать его потребностям и интересам как личности. Поэтому для вызова адекватной реакции необходим учет индивидуальных и личностных свойств учащихся: жизненного опыта, контекста деятельности, сферы интересов, склонностей, эмоциональной сферы, мировоззрения и статуса данной личности в классе.
Подобный подход гарантирует истинную мотивацию, а также подлинную, внутреннюю (а не внешнюю, часто формальную) активность обучающегося. Внешняя активность, чаще всего возникает от так называемой активизации класса, привлечения учеников к участию в беседе. При наличии внутренней активности не требуется никаких дополнительных приемов активизации, так как ученик решает речемыслительную задачу, которая затрагивает его как личность и он сам охотно вступает в контакт. Речь – явление настолько индивидуальное, что обучать речи вне индивидуализации не представляется возможным.
Новое в образовании:
Механизм самоорганизации образовательной среды
Поскольку предметом рассмотрения является моя образовательная среда педагогического университета как образовательного учреждения, то она, конечно, особым образом организуется. Другое дело, насколько осознанно и обоснованно это делается. Вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоо ...
Организация и проведение исследования
Достижение цели работы предполагает реализацию в экспериментальном исследовании двух групп задач: Первая группа задач связана с изучением познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом младшего школьного возраста, включая подбор методик для изучения состояния познавательной сферы данной категори ...
Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у
детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...