Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых речевых ситуациях.
Все этапы речепроизводства, от внутреннего программирования до реализации замысла во внешней речи, осуществляются в случае неподготовленного высказывания говорящим самостоятельно при полной синхронизации внутренней и внешней речи. В подготовленной речи такой синхронизации не наблюдается, а мыслительная активность говорящего в основном направлена на адекватное воспроизведение заранее продуманного или заученного текста .
При описании неподготовленной речи в качестве основных признаковы выделяются: языковая правильность высказывания, отсутствие заданного материала и заданного содержания; выражение собственной оценки и суждения; ситуативно-контекстный характер речи, умение определять логическую тему высказывания, наличие высокого уровня развития речевых механизмов, естественный темп и т.д.
Неподготовленная речь находится в постоянном совершенствовании, и описать ее с помощью неизменных признаков вряд ли возможно.
На начальном этапе обучения она характеризуется недостаточной содержательностью, отсутствием последовательности и доказательности в суждениях, стилистической нейтральностью, незначительно обобщенностью.
Учащиеся продвинутых этапов, особенно в лицеях и гимназиях, обладают большими возможностями для информативной и стилистически отточенной речи. Оценка прослушанного (или прочитанного) связана у них с более полным обобщением, а относительно легкая ориентация в контексте разной величины и свобода в оперировании материалом делают неподготовленные высказывания старшеклассника качественно новым уровнем речевого общения.
Не принимая во внимание такие параметры, как естественный темп, лингвистическая правильность, достаточный уровень развития речевых механизмом, поскольку они в одинаковой мере характерны как для подготовленной, так и для неподготовленной речи, необходимо различать постоянные и переменные признаки неподготовленной речи.
К постоянным признакам следует отнести новизну информации, самостоятельность и творчество, отсутствие предварительной подтоговки и заданного языкового материала.
Переменными признаками являются подсказанность темы, беседы, выступления и т.д., построение логической схемы высказывания, эмоциональность и образность, инициативность и спонтанность.
Учитывая особенности говорения как формы устного общения, можно констатировать, что неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности.
Этап развития подготовленной речи:
1) Видоизменение текста-образца.
2) Порождение самостоятельного высказывания:
а) с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы, заголовки и т.д.);
б) с опорой на источники информации (картина, кинофильм, телепередача и т.д.);
в) с опорой на изученную тему.
Этап развития неподготовленной речи:
а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм и т.д.);
б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или увиденное, на собственное суждение, на фантазию и т.д.);
в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
а) составление аргументированных ответов на вопросы;
б) проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
в) проведение ролевых игр и викторин;
г) проведение дискуссии или диспута;
д) беседа за круглым столов и т.д.
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи:
а) придумывание заголовка и его обоснование;
б) описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
в) составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
г) обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
д) характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
е) оценка прослушанного и прочитанного;
ж) составление кратких объявлений и текстов открыток.
Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объему, аппелировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений), активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации .
Новое в образовании:
Разработка методических рекомендаций
по изучению отдельных тем начального курса физической географии
Межпредметные связи немало способствуют повышению" научного уровня обучения географии. Причем география обладает большими возможностями применения таких связей благодаря своему межцикловому положению. Использование межпредметных связей приобретает актуальное значение в условиях работы по усове ...
Результаты исследования и их анализ
Методика 1 – Составление рассказа по картинке
. Цель: определить уровень развития связной монологической речи. Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом. Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Н ...
Особенности творческой подиумной коллекции
Второй этап разработки коллекции — воплощение замысла коллекции в конкретных моделях — проходит с учетом всех перечисленных выше особенностей потребителей. При этом, разумеется, существует специфика создания как коллекции высокой моды, перспективной коллекции, так и массовой промышленной коллекции. ...