Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Страница 1

Для успешного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу.

Понятие «педагогические условия» вызывает большое количество споров среди исследователей и по содержанию и по вопросам целесообразности его использования. Анализу педагогических условий в педагогике уделяется много внимания. Исследованию различных аспектов этого феномена посвящены работы Б.В. Куприянова, В.В. Рогачева, А.Л. Уманского, Н.Ю. Посталюка, А. И. Тимонина.

Еще Л.С. Выготский утверждал, что требуется «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования».

П.Ф. Каптерев под педагогическими условиями рассматривал обстоятельства, которые сказываются на результатах. Более полное определение педагогическим условиям дает А.Е. Подобин. Вслед за П. Ф. Каптеревым А. Е. Подобин под педагогическими условиями понимает обстоятельства или обстановку, специально создаваемые педагогами в целях систематической помощи саморазвитию и профессиональному усовершенствованию личности в меру ее сил и сообразно ее социальному идеалу. В этом понимании четко видна ключевая роль педагога.

Согласно Н.Ю. Посталюк, педагогические условия - это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов.

Заслуживает внимания понимание педагогических условий, представленное Н.М. Борытко в работе «В пространстве воспитательной деятельности». Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом и предполагающего достижение определенного результата. Иное понимание педагогических условий мы находим у В.И.Андреева. Ученый полагает, что педагогические условия - это не обстоятельства, а результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей».

Наиболее значимо определение педагогических условий, представленное А. Е. Подобиным и Н. М. Борытко. Под педагогическими условиями в рамках нашего исследования мы понимаем обстоятельства или обстановку, специально создаваемые педагогами для развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении и предполагающие достижение заданного результата.

Процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если:

- систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

- использовать в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

- систематически осуществлять педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков.

Далее представлено обоснование каждого из условий.

1. Систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта.

Развитие лидерских качеств подростка в детском общественном объединении во многом определяется содержанием той деятельности, в которую включен коллектив.

Деятельность и ее содержание являются предметом исследования многих ученых: А.Н. Леонтьева, П.П. Платонова, А.В. Петровского, И.П. Подласого и многих других. Педагогика не рассматривает деятельность как самостоятельное педагогическое явление. В ней преобладает изучение конкретных видов деятельности: учебной, общественной, спортивной и др. Определение же самой категории «деятельность» она заимствует из философии и психологии, которые изначально подчеркивали связь деятельности с такими элементами как знание, операция, цели, мотивы, сознание, знаки, смысл, значение и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Организация и проведение исследования
Достижение цели работы предполагает реализацию в экспериментальном исследовании двух групп задач: Первая группа задач связана с изучением познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом младшего школьного возраста, включая подбор методик для изучения состояния познавательной сферы данной категори ...

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблицах 3,4. Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность ...

Сценарий проведения конкурсной шоу-программы «Ералаш в лагере»
Количество участников: участвуют 6 отрядов. Костюмы, реквизит: каждая команда должна иметь свой «имидж», свое «лицо». Костюмы и реквизит для выступления участники продумывают и изготавливают самостоятельно, но также могут воспользоваться и реквизитом, имеющимся в лагере. костюмы для ведущих. Набор ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru