Оздоровительно-образовательный процесс в ДОУ должен строиться исходя из принципа комплексности и охватывать все основные направления развития ребенка: познавательное, эмоциональное, социально-нравственное. Особое внимание при этом необходимо обратить на совершенствование физического развития, что обеспечит целостность и гармоничность каждой личности дошкольника.
Объем оптимальной нагрузки при организации образовательного процесса должен определяться не только конкретной учебно-воспитательной программой, но и основными медико-психологическими требованиями, предъявляемыми к процессу развития и обучения ребенка в ДОУ.
Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, позволяющих гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. При регулировании нагрузки следует учитывать индивидуальные особенности детей, а при организации работы отдавать предпочтение занятиям по подгруппам. Такой подход предупреждает возможные отрицательные влияния однообразных видов нагрузок в режиме дня на развитие и здоровье ребенка.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача — улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.
В системе физического воспитания в детском саду рекомендуется использовать следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
физкультурные занятия;
утреннюю гимнастику, физкультминутки;
подвижные игры и физические упражнения на улице;
спортивные упражнения.
Оправдали себя такие формы двигательной активности, как физкультурные досуги, праздники, занятия ЛФК, ритмикой, самостоятельная двигательная деятельность с использованием тренажеров, «дни здоровья», физкультурные паузы. Наряду с традиционными формами физкультурных занятий эффективными являются и нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые (на основе подвижных игр, эстафет), тренировочные (с использованием спортивных комплексов). При этом продолжительность физкультурного занятия в каждой возрастной группе должна соответствовать программным требованиям, возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности детей. Особое внимание следует уделять качеству выполнения упражнений.
Виды физических упражнений и формы двигательной активности, применяемые для оздоровления и реабилитации детей в условиях ДОУ:
Физические упражнения, применяемые для оздоровления и реабилитации детей в условиях ДОУ
Виды физических упражнений |
Формы двигательной активности |
Физические упражнения, направленные на развитие и совершенствование двигательных качеств и умений |
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика (физические упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультурные праздники, занятия ЛФК) |
Корригирующая гимнастика для укрепления основных дыхательных мышц, улучшения легочной вентиляции и ЖЕЛ |
Все формы двигательной активности (с учетом возраста, пола, функциональных возможностей кардиореспираторной системы), занятия ЛФК, оздоровительный бег, общий и точечный массаж |
Подвижные игры лечебно-оздоровительной направленности |
Физкультурные занятия, занятие ЛФК, массажная дорожка «Здоровье» |
Спортивно-прикладные упражнения |
Оздоровительный бег, катание на лыжах, занятия на велотренажерах |
Новое в образовании:
Работа с неблагополучной семьей как источника появления запущенных детей
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь семье в исправлению, в результате совместных усилий педагогического коллектива создается банк данных. В его основе материалы — полученные от классных руководителей, информация из разных центров (Центр семейного воспитания. Центр занятости. Центр социа ...
Примерный режим дня для
детей, не посещающих детский сад
1 Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание 7–8.00 2 Завтрак 8.40 3 Игры и занятия дома 9.10 -10.00 4 Прогулка и игры на свежем воздухе 10.10 5 Обед 12.30–13.20 6 Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде) 13.30–15.30 7 Свободное время для спокойных игр и приготовления ...
Принцип воспитания в коллективе
Суть требований этого принципа вытекает из положения, что человек как существо общественное получает необходимые условия для всестороннего развития своих задатков только в коллективе. Под коллективом понимается устойчивая группа людей, сплоченных единой общественно полезной цепью и общей деятельнос ...