В опыте вспомогательной школы лишь очень немногие учителя пытаются установить межпредметные связи начального курса географии с другими учебными предметами.
Обычно это осуществляется в форме очень краткого напоминания: «Вы изучали по естествознанию ." и т.д. Большинство учителей не уделяют этому вопросу должного внимания. Программа нацеливает на межпредметные связи по содержанию, а также на использование некоторых средств обучения, включенных в перечень оборудования по другим учебным предметам (например, диафильмы, кинофрагменты).
Методические пути и форма установления межпредметных связей весьма разнообразны. Формы использования опорных знании зависят:
- от их содержания (объем, глубина, сложность);
- от качества их усвоения учащимися (например, учащиеся могут их вспомнить при напоминании, или полностью воспроизвести, или же применить самостоятельно в новой для них ситуации и т.д.) ;
- от наличия учебников;
- от количества времени и др.
Возможны следующие формы установления межпредметных связей:
1. Учитель, познакомившись с содержанием опорных знаний, принимает их к сведению и на уроке включает в изложение нового материала.
Например, при изучении введения - факты из истории географических открытий, знания учащихся о разнообразии растительного и животного мира, как пополнение к тому, что дано в учебнике ;
- при изучении "плана местности и карты" учитель включает в объяснения материал о различии рисунка и плана предмета ; знания о карте полушарий.
Роль опорных выполняют известные из начальной школы элементарные знания о равнинах и горах, реках, озерах, морях, нагревании и охлаждении воздуха над суше и морем. На уроках географии в шестом классе они включаются в процесс формирования соответствующих общих понятий. Такая форма установления межпредметных связей наиболее приемлема в том случае, если знания учащихся представлены в виде определенных фактов, описаний объектов, а также обработанных краеведческих материалов ( описание природы по сезонам, календарь погоны ).
2. Значительная часть опорных знаний включается в учебный процесс в форме напоминания :
а) учитель включает в объяснение нового материала формулировку определённое понятие, которое было изучено ранее, а затем закрепляет его запоминание тем или иным методическим приемом (запись в тетрадь или просто проговаривание ).
К числу таких относятся очень важные для географии понятия, например,
- что называется материком?
- что такое планета?
- что такое горизонт и линия горизонта?
- что называется горной породой?
- что называется почвой?
На доске может быть воспроизведен рисунок из учебника, показаны образцы ранее изучений: горных пород ;
б) в случае, если параграф в учебнике небольшой, учитель в целях напоминания может зачитать его в классе, например: из учебника математики : что такое окружность, радиус? Не будет лишним если учитель покажет рисунок из учебника или воспроизведет его на доске. При изучении подземных вод - рисунок, поясняющий, например, как образовался родник;
в) для напоминания некоторых знаний возможна и такая форма как предварительная подготовка учащегося к ответу у носки по индивидуальному заданию.
Например, учащийся заранее повторяет и на доске изображает чертеж: ориентирование на местности по Полярной звезде. Аналогично учащийся может подготовить рассказ об опытах, которые иллюстрируют свойства воздуха, состав почвы и др
3. Проверка качества усвоения содержания, которое учащиеся должны знать. Если же обнаруживается, что учащиеся не помнят, то должно быть организовано повторение или же объяснение как нового, поскольку без этих знаний затруднительно будет усвоение географического содержания. К таким вопросам относят суточное и годовое движение Земли, состав и свойства почвы.
4. Задание на дом для предварительного повторения знаний, необходимых для установления межпредметных связей:
а) задание может быть рассчитано на воспроизведение по памяти (например, вспомните опыт, от чего лопнула бутылка );
б) задание по записям в тетрадях (например, календарь погоды за месяц);
в) задание по учебникам других предметов, изучаемых в шестом. классе.
Например: прочитать или повторить по учебнику математики способы измерения расстояний на местности, по учебнику естествознания значение испарения, условия жизни растений.
Такая форма может применяться, если параграфы небольшие по объему. Существенное значение для географии в шестом классе и последующих курсов имеют приемы учебной работа и усвоение на их основе умения, приобретенные при изучении математики и природоведения (естествознания). Одни из них используются как уже усвоенные, например •
Новое в образовании:
Деятельностное познание мира средствами оригами
«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский. Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностям ...
Способности к изобразительной деятельности
Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержа ...
Оскар Уайльд. Мальчик-звезда
Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, ел за одним с ними столом, и играл с ними. И с каждым удом он становился все красивее и красивее . у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы — как лепестки алой розы и ...