Социально-педагогическая запущенность

Страница 3

При определении степени социально-педагогической запущен­ности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость со­циально-коммуникативных качеств, низкая способность к соци­альной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой де­ятельностью (ролевая игра, учение).

Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется ко­личественной динамикой, незначительными, трудно отличаемы­ми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в соци­альном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием ка­кого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический ситуатив­ный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптиро­ваться в группе сверстников. Отношение к учению невыражен­ное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинаюшего проявляться отставания в развитии психических про­цессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, уме­ний и навыков, недостатка социального опыта.

Начальная (средняя) степень — это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка.

Выраженная степень запущенности — количественная динами­ка переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и обще­ния со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, прояв­ляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зри­мый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факто­ров, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. От­ношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаружи­вается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельнос­ти, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность воз­никает там, где не создаются условия для полноценной социа­лизации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собст­венной жизни: он не получает достаточной свободы для прояв­ления своей активности во взаимодействии с предметной и со­циальной средойПсихологическим механизмом социально-педагогической за­пущенности детей является гиперобособление, которое выражает­ся в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психо­логической незащищенности ребенка и связанных с ней защит­ных форм поведения, прежде всего агрессивных.

Личность социально и педагогически запущенного ребенка ха­рактеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятель­ности и самосознания и соответствующей им неадекватной актив­ностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти осо­бенности личности переживаются запущенным ребенком как осо­бый образ-Я и выражаются в неадекватной самооценке и неудов­летворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заклю­чается в его стремлении к принятию и признанию, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптации. Не­разрешимость этого противоречия, с одной стороны, вызывает внут­реннюю и внешнюю конфликтность ребенка, компенсаторно-за­щитные реакции, а с другой — усугубляет его недостатки, приво­дит к возникновению комплекса неполноценности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...

Общение как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения
Общение - это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становлени ...

Расчет величины машинного времени и других затрат
Определение себестоимости часа работы оборудования, необходимого для разработки методического обеспечения. Фонд времени выделяется на ремонт оборудования. Fрем = Fд+Fм+Гг, (4.18) где Fд – количество часов выделенных на ежедневные профилактические работы в год. Fд = Гдг х (Fк-Fвых-Fпр), (4.19) где Г ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru