Термины и понятия гражданского образования

Страница 1

Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского образования. Системное знание терминологии поможет учителю, во-первых, более ясно осмыслить представление о назначении, роли, смысле гражданского образования; во-вторых, будет способствовать конструктивному диалогу с коллегами, учащимися, родителями, общественными организациями.

Гражданин - это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.

Гражданская позиция - это единство реальных практических дел и душевных переживаний за судьбу страны. Гражданская позиция выражается в готовности прийти на помощь нуждающимся.

Гражданское общество - это общество, в котором социальные, экономические и культурные связи между людьми обладают независимостью по отношению к государственным учреждениям, это совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах.

В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают социально-экономические, социально-культурные и другие связи и отношения. В отличие от государственно-властных отношений, которые строятся на иерархии подчинения, участники взаимоотношений выступают как равноправные, свободные и ответственные стороны. Они ограждены от прямого вмешательства органов государственной власти. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. В гражданском обществе создаются и развиваются семья, школа, церковь, средства массовой информации, добровольные общественные организации. Управление общественными делами осуществляется на принципах самоуправления. Главным началом связи граждан с государством являются политические движения и партии.

Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.). Развитое гражданское общество - это синоним правового государства.

Структура гражданского общества представляет собой налаженную систему взаимоотношений между:

негосударственными социально-экономическими институтами (собственность, труд, предпринимательство)

ассоциациями независимых от государства производителей;

общественными объединениями и организациями;

политическими партиями и движениями;

сферами общественного воспитания и негосударственного образования;

системами негосударственных средств массовой информации;

семьей;

церковью.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданское образование рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.

Таким образом, гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, умели сочетать свою философию с культурным и национальным плюрализмом, стремились выделить личностный смысл в любой деятельности, были способны защищать свое достоинство и принимать ответственность за свои слова и поступки.

Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. В условиях российской действительности, когда отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, подготовка к жизни означает выработку навыков, с помощью которых каждый сможет реализовать свои личные права и свободы, а также воспитать чувство персональной ответственности.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Анализ результатов исследования
Было проведено 3 урока в 1 “а” классе по изобразительному искусству с применение ЭВМ. Делая заключение из этих уроков можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отлич ...

Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома. Поезд Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы. Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушк ...

Социальная сущность игры
Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой. По мере совершенствования ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru