В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов в школьном обучении. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использовать тесты для жесткого отбора, селекции учащихся. Другое дело, когда внедрение такого метода направлено на то, чтобы с его помощью объективно провести диагностику, выявить причины отдельных недостатков обучения с целью их коррекции, реализовать более эффективно решение тех или иных дидактических и методических задач.
Для того чтобы работа преподавателя и деятельность испытуемых при тестировании были наиболее эффективными, следует руководствоваться соответствующими рекомендациями отечественных и зарубежных психологов.
Особое внимание здесь следует уделить теории развития личности в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Его взгляды на проблему возраста, соотношения обучения и развития, учение Выготского о "зоне ближайшего развития" должны учитывать не только разработчики тестов, но и те, кто проводит тестирование. Не должны остаться в стороне и такие положения его теории, как учение о внутреннем единстве интеллекта и эмоций, идеи о характере взаимосвязи воли с высшими психическими процессами и ряд других аспектов.
При проведении тестирования одним из определяющих является принцип деятельности с его системообразующей основой. При руководстве данным принципом особое внимание надо уделить трем его аспектам:
характеру взаимодействия личности и ситуации;
различным видам деятельности испытуемого при выполнении заданий;
особенностям мышления человека, исходя из его возрастной периодизации.
Для наиболее полной характеристики полученных результатов тестирования полезно учитывать научные положения о взаимодействии личности и ситуации, выдвинутые К. Левином, понимая под ситуацией актуальное окружение живого организма, определяющее в данный момент его поведение. Согласно этим положениям, поведение человека (а следовательно, и его деятельность) как форма проявления его активности определяется двумя факторами: свойствами личности и особенностями ситуации. В одних случаях свойства личности довлеют над ситуацией, в других - наоборот. Однако для объективной оценки личности необходимо рассмотреть такую ее деятельность, при которой эти компоненты были бы равновесны. Это требует всестороннего и комплексного учета характерных особенностей, признаков и качественных показателей тестирования.
При разработке тестовых заданий и организации тестирования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
В возрасте 16-17 лет (учащиеся X-XI классов) идет лишь совершенствование всех процессов, поскольку основное развитие произошло до старшего школьного возраста.
Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому весьма сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школьников младших и средних классов ведущим фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала.
В этом возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т.е. приемов, способствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выделение опорной информации и т.п.).
Таким образом, тестовые задания для учащихся X-XI классов могут быть заданиями как закрытого, так и открытого типа всех видов. Все тестовые задания должны быть представлены на компьютере, а вопросы к тестовым заданиям должны быть коротко и четко изложены. Особое внимание следует обратить на то, чтобы задаваемые учащимся тесты отвечали требованиям теста, предлагаемого для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Новое в образовании:
Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада
Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получил ...
Основополагающая концепция
школьного курса информатики
В настоящее время наблюдается лавинообразное увеличение информационного потока, обрушивающегося на человека. В данных условиях целесообразен информационно-деятельностный подход к обучению. При таком способе организации совместной деятельности учителя и ученика на уроке учитель, формируя мотив, обес ...
Игра как одно из важнейших условий воспитания ребенка
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как ...