Лицей представляет собой завершающее звено среднего образования и переходную степень к высшему образованию. В 15 лет начинается обучение в лицее (lycee). Оно разбивается на 3 класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale). Часть выпускников колледжа настраиваются на скорейшее обретение специальности и идут в профессиональный лицей (lycee professionnel) или в центр подготовки подмастерий (CFA), где получают знания и навыки по выбранному профилю. Другие же выпускники, нацеленные на поступление в вуз, т.е. получение высшего образования, в течение 3 лет готовятся к сдаче экзаменов на степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно ВАС), для чего поступают в лицей общеобразовательного или технологического направления.
Профессиональные лицеи готовят учащихся в течение трех лет к профессиональному диплому. По окончанию такого вида лицея выпускнику выдаются такие дипломы, как: САР (сертификат профессиональной подготовки, выдается учащемуся, овладевшему определенной профессией); ВЕР (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте; LEP имеет очень плохой имидж в обществе, поскольку считается прямой дорогой к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это объясняется тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.
В целом профессиональные лицеи дают знания, навыки и умения по определенной профессии и, что немало важно, в профессиональные лицеи не идут для получения «Диплома профессионального бакалавриата». Туда подают документы ребята, собирающиеся начать работу.
В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.
В лицеях общего образования, которые открывают путь в университеты Франции, срок обучения три года. Общеобразовательное направление строится с уклоном в филологию, экономику или естественные науки. Документы, которые выдаются ученикам по окончании этих учебных заведений, разбиваются по специализации:
- экономика и социальные науки;
- литература и языки;
- естественные науки.
В соответствии с избранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES). Второе направление подразумевает и более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг, естественные науки и промышленные технологии, естественные науки и лабораторные технологии и медико-социальные науки.
Лицеи – это учебные заведения высшей средней школы. Стать лицеистом не так уж и просто, но только выпускники лицеев имеют право продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Существуют определенные условия зачисления в лицей. В первую очередь, это - единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея, дальнейшей специализации и выбора дальнейшей квалификации. Помимо этого, наличие рекомендаций группового собрания педагогов коллежа, где учился ребенок. Этот документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона, которая при принятии решения учитывает наличие мест в лицеях.
По окончании обучения в общеобразовательном лицее выдается диплом бакалавра. Но получают его не все учащиеся, только те, кто сдал выпускные экзамены, в среднем 80%. Таким образом, диплом бакалавра представляет собой не только образовательный, но и социальный аттестат, так как дает право учащемуся получить высшее образование. Видный французский деятель Э. Эррио в своих мемуарах писал: «Именно среднее образование через экзамен на степень бакалавра, сам по себе довольно бессмысленный, открывает доступ не только к высшему образованию, но и ко всем постам в общественных учреждениях, ко всем свободным профессиям».
Учащиеся, которые удачно сдали экзамены на «диплом бакалавра», продолжают свое образование в университетах. Именно о них, т.е. о системе высшего образования, и пойдет речь в следующей главе.
Новое в образовании:
Типы данных, используемых в
психолого-педагогической диагностике
В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных: L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования: оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюда ...
Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими
сторонами психического развития ребенка
Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не ...
Методы исследования физического развития
Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. Антропометрия. Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. При проведении антропометрических ...