Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.
Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. Выготским. Ее суть заключается в том, что обучение не должно быть ориентировано на уже достигнутый уровень, а всегда немного опережать его, забегая вперед, чтобы ученику нужно было приложить небольшие усилия для овладения новым материалом. В связи с этим Л.С. Выготский определил два уровня умственного развития:
первый - это наличный уровень подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнять самостоятельно;
второй - «зона ближайшего развития» - то, с чем ребенок справляется с небольшой помощью взрослого. Воспитатель, руководствуясь принципом развивающего обучения, дает детям достаточно трудные задания, чтобы выполнение их требовало некоторого усилия, активной умственной деятельности.
Принцип воспитывающего обучения. Задача данного обучения - не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Обучение и воспитание - процессы неразрывные.
Определяя содержание занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены. Вместе с воспитателем дети составляют письмо больному товарищу, отбирают для него самые красивые рисунки, проявляя таким образом заботу и внимание.
Малыши наблюдают труд няни, узнают, в чем заключается ее работа, как много сил она им отдает; воспитатель стремится вызвать у детей желание помочь няне, бережно относиться к ее труду, т. е. одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи .
Принцип доступности обучения. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Впервые принцип доступности был сформулирован Яном Амосом Коменским так: «от близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Этот принцип лежит в основе составления учебных программ. Программа предусматривает прежде всего изучение тех предметов и явлений, которые непосредственно окружают ребенка, ознакомление с ними идет от близкого к далекому. Так, вначале дети знакомятся с тем, что находится непосредственно в групповой комнате, затем - в детском саду, в его окрестностях, в родном городе, селе и лишь потом с понятиями «наша Родина». Принцип доступности предполагает соблюдение меры трудности в содержании нового материала, правильное соотношение трудного и легкого. Доступность обучения обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания, конкретности изложения материала.
Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения. Воспитатель распределяет изучение программного материала на занятиях так, чтобы обеспечивалось последовательное усложнение его от занятия к занятию, связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и улучшению знаний. Например, рисованию на тему «Осень в саду» предшествуют наблюдения осенней природы на участке детского сада и в парке, беседы об осени, чтение стихотворений.
На основе последовательного накопления знаний об окружающих явлениях воспитатель формирует у детей обобщенные понятия. Так, в течение осени дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем изменения в природе. В обобщающей беседе, которая проводится в конце сезона, воспитатель подводит детей к выводу о характерных особенностях осени, ее отличии от других времен года.
Чтобы подготовить детей к пониманию общественной значимости труда, воспитатель начиная с младшей группы последовательно знакомит с доступными их пониманию видами трудовой деятельности взрослых, каждый раз подчеркивая, как важен для людей труд повара, почтальона, строителя, учителя и т. д. На основании накопленных детьми знаний педагог формирует обобщенное представление о значении труда человека для общества.
Новое в образовании:
Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который и ...
Творчество как фактор развития
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Проблеме де ...
Психическое здоровье детей – залог успешности
Основой деятельности педагогического коллектива является успешность и успеваемость школьников. Успеваемость школьников во многом зависит от психического здоровья детей. Состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное зд ...